Posted 3 февраля 2018,, 14:58

Published 3 февраля 2018,, 14:58

Modified 5 августа 2022,, 12:09

Updated 5 августа 2022,, 12:09

«ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ». Уголовное дело основателя «Тиона» Дмитрия Трубицина передают в суд

3 февраля 2018, 14:58
Вчера вечером Следственный комитет официально заявил, что расследование уголовного дела в отношении новосибирского предпринимателя завершено. Его обвиняют в производстве и сбыте незарегистрированного медицинского оборудования (ч. 1 ст. 238.1 УК РФ). Это уголовное дело с первых шагов следствия (начало июня 2017 года) было воспринято неоднозначно. Многие говорят и о чисто бюрократическом характере обвинения, выдвинутого Трубицину, и о странностях экспертизы, проведенной следствием, и даже о целенаправленном уничтожении перспективного инновационного производства в интересах неких влиятельных конкурентов «Тиона» на рынке.

Вчера вечером Следственный комитет официально заявил, что расследование уголовного дела в отношении новосибирского предпринимателя завершено. Его обвиняют в производстве и сбыте незарегистрированного медицинского оборудования (ч. 1 ст. 238.1 УК РФ). Это уголовное дело с первых шагов следствия (начало июня 2017 года) было воспринято неоднозначно. Многие говорят и о чисто бюрократическом характере обвинения, выдвинутого Трубицину, и о странностях экспертизы, проведенной следствием, и даже о целенаправленном уничтожении перспективного инновационного производства в интересах неких влиятельных конкурентов «Тиона» на рынке.

Сложно судить о всех подводных камнях этой истории, но осенью 2016 года Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения распорядилась убрать из больниц две модификации оборудования «Тион» из больниц, а открытая фаза этого дела началась 8 июня 2017 года, когда в офисах «Тиона» в Новосибирске, Москве и Бердске прошли обыски, а основатель и руководитель компании Дмитрий Трубицын был задержан и полгода - до начала декабря - провел под домашним арестом.

Напомним, что компания Трубицина производит установки глубокой очистки воздуха (системы «Тион»). Разрешение на производство очистителей воздуха «Тион-А» и «Тион-В» было выдано Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в 2010 году. Прежде чем выдать это разрешение на производство и сбыт медицинского оборудования, «ТИОН» прошел все необходимые испытания и оборудование было признано соответствующим действующим стандартам.

Системы «Тион» пользовались и пользуются спросом в медицинских учреждениях - их устанавливают в стационарах лечебных учреждений для бактерицидной очистки воздуха от вирусов и бактерий. Ими пользуются более тысячи медицинских учреждений России, включая таких безусловных авторитетов, как НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, НИИ нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко и НИИ общей реаниматологии им. В.А. Неговского. Понятно, что при таких масштабах и такой клиентуре, эффективность «Тиона» ежегодно и многократно проверялась и подтверждалась проверками и замерами, которые проводил Роспотребнадзор. Разрешение на производство в коммерческих целях медицинских изделий – очистителей воздуха «ТИОН-А» и «ТИОН-В».

Следствие обвиняет Дмитрия Трубицина в том, что он «из корыстных побуждений, с целью уменьшения себестоимости выпускаемой продукции и получения от её продажи наибольшей прибыли» пошел на хитрость - организовал «производство и реализацию очистителей воздуха с нарушением установленных стандартов». Этой «хитростью», как считают следователи, стало то, что с 1 января 2015 года по июль 2016 года выпускаемые системы не оснащались «необходимыми катализаторами очистки и иными деталями, в отсутствие которых их использование не оказывает бактерицидного воздействия на находящиеся в воздухе вирусы и бактерии». За эти полтора года сфальсифицированные - как считают следователи - очистители воздуха были поставлены в клиники более чем ста городов России, а «выручка от продажи каждого очистителя воздуха варьировалась от 45 000 до 98 000 руб.». Таким образом следователи насчитали, что Трубицин продал «незарегистрированных медицинских изделий на сумму более 100 млн. рублей».

В самой компании ситуацию с самого начала оценивали, как давление на бизнес. По мнению представителей «Тиона» всё продаваемое ими оборудование имеет необходимые разрешительные документы, а претензии Росздравнадзора в 2016 году связаны с чисто формальными, техническими процедурами - из-за несовершенства законодательства были допущены неточности в регистрационных удостоверениях на оборудование, которые были исправлены.

Главная претензия следователей заключается в том, что в системы «Тион» первоначально устанавливались фотокаталитические фильтры, которые позже разработчики заменили на созданные в «тионовских» лабораториях адсорбционно-каталитические. Благодаря этому ноу-хау разработчики добились снижения себестоимости оборудования, однако, именно эти самые адсорбционно-каталитические фильтры и стали поводом для того, чтобы выдвинуть обвинения в адрес Трубицина. Следствие утверждает, что после замены фильтров системы «Тион» стали опасными для здоровья, так как продукция «Тиона» якобы после этого перестала уничтожать вирусы и бактерии. Основанием для такого утверждения следователей стало заключение экспертизы, сделанной в одном из центров Росздравнадзора. Именно на это заключение и ссылаются следователи в своем обвинении.

Сам же Дмитрий Трубицин, а также его партнер Михаил Амелькин и специалисты-разработчики «Тиона» утверждают, что фотокаталитический фильтр вовсе не является обязательным элементом эффективной очистки, а разработанная ими технология позволяет добиться необходимого уровня обеззараживания без использования фотокатализа - адсорбционно-каталитический фильтр справляется с молекулярными загрязнителями не хуже фотокаталитического. В доказательство они ссылаются на данные неоднократных независимых исследований и приводят в качестве аргумента тот факт, что «Тион» без фотокаталитического фильтра прошел необходимую сертификацию и получил медицинскую регистрацию.

Что касается заключения экспертизы, на которую ссылается следствие, то в компании вообще сомневаются, что такая экспертиза проводилась: специалисты «Тиона» обратили внимание, что в ней отсутствует так называемая содержательная часть. Это позволяет предположить, что никаких испытаний систем «Тиона» не проводили, а заключение написали только на основании руководства по эксплуатации очистителя воздуха и его регистрационного досье, найдя в этих бумагах некие расхождения в цифрах.

Сразу после того, как было возбуждено это уголовное дело, за Дмитрия Трубицина и «Тион» вступился уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. По мнению Титова, уголовное преследование Трубицына - ни что иное, как попытка «целенаправленного уничтожения перспективного инновационного производства». Титов также обращает внимание та позицию большинства экспертов, которые «считают, что потребительские качества оборудования, поставляемое «Тионом», не пострадали от изменения его параметров по сравнению с теми, которые зафиксированы в документе Росздравнадзора».

Многие убеждены, что уголовное дело против Трубицина связано исключительно с тем, что некие влиятельные конкуренты таким образом пытаются вытеснить новосибирский «Тион» с перспективного и обширного рынка. Во многих СМИ уже появлялась информация о главном конкуренте «Тиона» в этом сегменте рынка медтехники - московской научно-производственной компании «Поток Интер». Эта компания занимается производством установок обеззараживания воздуха «Поток».

С 2014 года совладельцем и руководителем этой компании является Марат Загидуллов. Загидуллов - бывший сити-менеджер Казани и бывший депутат Государственной Думы. В свое время его имя фигурировало в скандальной закупке по завышенным ценам почти 800 китайских автобусов для автопарка общественного транспорта Казани, а также в уголовном деле, связанном с пермским машиностроительным холдингом ОАО «Мотовилихинские заводы» и более чем миллиардным ущербом, нанесенным ему бывшими акционерами (Загидуллов был в их числе).

В Следственном комитете заявили, что «следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением после вручения его копии обвиняемому будет направлено в суд для рассмотрения по существу».

"