Posted 7 декабря 2015,, 12:34

Published 7 декабря 2015,, 12:34

Modified 18 августа 2022,, 19:50

Updated 18 августа 2022,, 19:50

«ТУЧИ НАД ГОРОДОМ ВСТАЛИ…». Риски карьеры новосибирского мэра

7 декабря 2015, 12:34
По прошествии полутора лет пребывания Анатолия Локтя «у руля», если говорить о его успехах и неуспехах учитывая только то, что принято называть «сухим остатком», карьера новосибирского мэра все больше напоминает ходьбу в сильный гололед…

По прошествии полутора лет пребывания Анатолия Локтя «у руля», если говорить о его успехах и неуспехах учитывая только то, что принято называть «сухим остатком», карьера новосибирского мэра все больше напоминает ходьбу в сильный гололед…

Помните? Кандидат в мэры Локоть заявлял, что в случае его победы город ожидают кадровые перемены равные оздоровлению, а также не просто ревизия бюджетных расходов города, но и увеличение годового бюджета Новосибирска до 50 миллиардов – благодаря «широким лоббистским возможностям», и, вероятно, мудрым управленческим решениям.

- В первую очередь я займусь кадровым аудитом и анализом использования бюджетных средств, – заявлял кандидат в мэры Анатолий Локоть.

По факту, с бюджетом вышло ровным счетом наоборот. Достаточно вспомнить, как без какой-либо борьбы, «полюбовно», год назад город согласился с сокращением в пользу областного бюджета своей доли налога на доходы физических лиц, что лишило Новосибирск порядка трех с половиной миллиардов рублей собственных доходов – десятину городской казны. Про пятидесятимиллиардный бюджет Новосибирска говорить и вовсе неловко. Сегодня все понимают, что большинство обещаний Локтя весны 2014 –го, это, простите, чистой воды популизм. Полтора года назад много говорили и писали о победе в Новосибирске «коалиции» и грядущем ветре перемен, вектор которых будет исключительно позитивным. Новый градоначальник даже демонстративно даровал Монстрации возможность пройти по центру города. На деле же, о коалиции дольше говорили, нежели она просуществовала. Не проработав четырех месяцев, из «коалиционной команды» ушел Иван Стариков. Можно слушать любые объяснения его ухода, как угодно оценивать значимость Старикова как «боевой единицы», но всем абсолютно ясно, что его был уход связан с желанием участвовать в губернаторских выборах, а это никак не вписывалось в договоренности Локтя с тогда еще и.о. губернатора Владимиром Городецким. Выбирая между Стариковым и отношениями с губернатором, Локоть практично предпочел расстаться со вчерашним союзником. В мае 2015 года, «коалицию» покинул Андрей Ксензов – первый заместитель Анатолия Локтя. Его уход также попытались сопроводить благовидной трактовкой: за год ввел мэра в курс всех дел городского хозяйства, погрузил, так сказать, и перешел на должность, для Новосибирска и впрямь одну из ключевых – возглавил метрополитен.

В том же мае Локоть вдруг поменял отношение к не вписывавшейся ни в какие официальные форматы, но вполне себе безобидной Монстрации. Ни о каких прогулках ряженых тинейджеров с веселыми лозунгами по центру города не было и речи. Попытка молодежи сделать шаг в сторону Красного проспекта была заблокирована ОМОНом и конной полицией. Это против хоровода юных девиц и субтильных юношей. Серьезность намерений подчеркивали ряды автозаков и поливальных машин, призванных, вероятно, смыть с лица города эти непонятные краски неформального шествия-карнавала.

Свою, по почти общему мнению – запредельную жесткость в отношении к «монстрантам», Локоть объяснил чуть позже. В июне, на заседании Общественного совета при мэрии, Анатолий Евгеньевич поведал, что в России демократическую коалицию спонсируют не то конгресс, не то Госдеп США, они готовят «оранжевую революцию» в России, а Монстрация — неотъемлемая часть этого коварного и чудовищного плана.

Подобным заявлением Анатолий Локоть враз «расплевался» со всей либеральной оппозицией, которая поддержала его на выборах. После этого откровения из уст мэра, «команду Локтя» покинул еще один представитель «коалиции» - Сергей Дьячков.

В непростой для города ситуации мэру, чтобы не то что развивать, а даже просто удержать полуторамиллионный город на плаву, за спиной должна стоять команда единомышленников, а не клуб политических дискуссий. «Команда Локтя» же, собиралась в мэрию, словно с бору по сосенке.

Кадровый голод, с которым мэр-коммунист должен был неизбежно столкнуться, вероятно, был очевиден и самому Анатолию Локтю. Косвенное подтверждение тому - предложенная им год назад специальная программа «Сотня красного мэра». По благому замыслу, в рамках этой программы предстояло сформировать и обучить кадры из числа тех резервов, которые есть у КПРФ, а затем внедрять их во власть.

Не знаю, программа ли эта дает сбои, или Анатолий Евгеньевич такой невезучий, но с кадрами получается сущий конфуз, да еще и с очень нехорошим душком – коррупционным.

В ночь на 1 июля, в момент получения взятки в два миллиона рублей, был задержан директор новосибирского муниципального Центра управления городским авто и электротранспортом (ЦУГАЭТ) Арам Суварян. На должность директора ЦУГАЭТ Суварян был назначен Анатолием Локтем. Более того, арестованный несколько лет был помощником Локтя в бытность того депутатом Госдумы и, по свидетельству многих, близким для мэра человеком.

В начале декабря возбуждено уголовное дело против заместителя главы Октябрьского района Александра Мухарыцина, которого подозревают в хищении денег со счетов одного из ТСЖ. На должность заместителя главы райадминистрации Мухарыцин был назначен нынешним мэром.

Год назад Анатолий Локоть, отчитываясь за первые полгода своей работы, к числу достижений отнес создание специального департамента, призванного способствовать развитию науки и производства. 4 декабря 2015 года еще один назначенец Локтя - заместитель директора этого департамента Николай Терехов был задержан в одном из ресторанов при получении взятки в полтора миллиона рублей.

Связывая эти факты, за программу «Сотня красного мэра» становится тревожно…

А ведь год назад, отчитываясь о результатах своей работы за первые полгода на посту мэра, основными достижениями Локоть назвал формирование команды, успешное вступление города в зимний сезон и открытие Бугринского моста. Среди достижений отметил и продолжение активного развития строительной отрасли, а также поэтапную реализацию предвыборной программы «Семь шагов в достойное будущее Новосибирска». Вы слышали чтобы Анатолий Евгеньевич сегодня вспоминал об этой программе?

Позже, в самом начале 2015-го, Локоть рассказывал, что где-то в недрах мэрии разрабатывается комплекс мер по выходу из кризиса. По его словам, каждый департамент разработает для своей отрасли собственный антикризисный план. Говорил про аудит, эффективность расходования бюджетных средств и меры по оптимизации расходов.

С «командой» и кадрами, как видим, в «сухом остатке» больше скандалов. Открытие Бугринского моста, как заслуга мэра Локтя – без комментариев. На остальные успехи и достижения последняя сессия Совета депутатов города Новосибирска позволила посмотреть под другим углом.

Как мы все помним, «вступление в зимний сезон» город отметил десятибалльными пробками и коллапсом на дорогах. Нет, Анатолий Локоть, в отличие от своего омского коллеги Вячеслава Двораковского не говорил, что чистить улицы от снега и бороться с гололедом должны не городские коммунальщики, а «высшие силы». Да и коммунисту уповать на Бога – когнитивный диссонанс, не иначе. Но первый же снегопад, как водится, оказался неожиданным и аномальным, словно речь шла о пурге на Камчатке и обнаружил полную беспомощность и дезорганизованность городских служб. Можно сколько угодно убеждать, что выводы сделаны и ничего подобного не повторится, но… Надо понимать, что убранные от снега улицы – это НОРМА, обязательная часть функционала, а сугробы, ледяные колдобины и катки-тротуары – аномалия, которая уже «прославила» Новосибирск, и где-то там отмечена жирным минусом напротив фамилии новосибирского мэра.

Что касается аудита, оптимизации расходов и эффективности траты бюджетных средств, то эту тему на сессии доходчиво раскрыл депутат Игорь Кудин, показавший, что пока результатом идущей почти год «оптимизации» являются более двух миллиардов рублей - 6% всего городского бюджета - расходов содержание аппарата мэрии, а структура управления усовершенствована так, что департамент финансов мэрии насчитывает на треть сотрудников больше, чем областное министерстве финансов - 185 человек. Штат департамента земельных и имущественных отношений и вовсе 200 человек. В ряде департаментов у начальников вместо одного, появилось по два-три заместителя… В этом смысле мэр Анатолий Локоть очень быстро «вписался в систему».

Очевидно, что вписаться в систему, «отформатировать» себя, показать лояльным действующей власти, Локоть пытался и пытается довольно активно. Однако для этого нужно как минимум две вещи: во-первых, избавиться от излишеств идеологии (управление мегаполисом неизбежно требует принимать нестандартные и даже непопулярные меры). Но как это сделать мэру – секретарю обкома КПРФ? Во-вторых, стать лидером или, как минимум, ключевой фигурой одной из региональных групп «элиты», поскольку «кухня власти», то, что называют «региональной политической жизнью», фактически является набором соглашений и договоренностей этих самых групп региональной «элиты».

Реалии же таковы, что даже если Локоть примет правила и интересы представителей региональных кланов и элит, большой вопрос, примут ли они его. Пытаться сформировать собственное политическое пространство и свои правила игры? На это у Локтя нет ни веса, ни ресурсов. А лозунг, которым недавно пестрел город: «Команда Локтя» - это всего лишь слова для листовки.

Да, на выборах коммунисты чуть увеличили свое представительство в Горсовете и областном Заксобрании. И что? Все равно там и там большинство совсем у другой партии. Это большинство будет оценивать работу новосибирского мэра без скидок и снисхождения, отведя Локтю вовсе не главную и даже не геройскую роль.

Более того, может оказаться, что и роль-то уже практически сыграна…

"