Posted 17 сентября 2015,, 06:00

Published 17 сентября 2015,, 06:00

Modified 18 августа 2022,, 19:50

Updated 18 августа 2022,, 19:50

Елена Рудзей: о Бахе, современных балетах и классической музыке

17 сентября 2015, 06:00
Доцент Новосибирской государственной консерватории, дирижер и один из руководителей "Лаборатории новой музыки" Елена Рудзей рассказала о том, насколько популярна классическая музыка в Новосибирске

Доцент Новосибирской государственной консерватории, дирижер и один из руководителей "Лаборатории новой музыки" Елена Рудзей рассказала о том, насколько популярна классическая музыка в Новосибирске, можно ли сделать классическую музыку новой, и кто занимается ее популяризацией. Расскажите о вашем проекте "Лаборатория новой музыки"? Лабораторию новой музыки создал 5 лет назад молодой дирижер Сергей Шебалин. Через год появился Хоровой консорт лаборатории. Тогда же, при создании лаборатории был учрежден Международный фестиваль современной музыки "Сибирские сезоны", посвящённый 100-летию дягилевских сезонов и который в 2015 году проводиться уже 5-й раз в Новосибирске. Главным лозунгом "Сибирских сезонов" является лозуг Дягилева - "Удиви меня". Фестиваль учредили три организации: Министерство культуры НСО, Новосибирская государственная консерватория и Сибирский центр современной музыки. Четыре года фестиваль жил неплохо – миллион в год Минкульт области нам давал. Этого категорически не хватало, но это было то, от чего можно было оттолкнуться и на что опереться. Мы были бы рады работать постоянно, но финансирование никто не может обеспечить. Все говорят о проектах Лаборатории – это ново, ярко, необычайно и очень сильно, но денег нет. Поэтому коллектив работает, к сожалению, в проектном режиме. Кто выступает на этом фестивале? В основном, эта наша талантливая молодежь, лауреаты международных конкурсов, есть ребята, приглашённые с концертами в Карнеги-холл например. Я вообще считаю, что Новосибирск – сложнейший город для самореализации музыкальных талантов. Когда мои ребята, ученики спрашивают: "а что дальше", я отвечаю - не знаю. Очень многие, лучшие, уезжают из Новосибирска… Лаборатория за эти годы создала более 20 премьер, постановок, в том числе мировых премьер и всероссийских. Просто перечислю, что за это время было поставлено: Стравинский "История солдата" в том виде, в каком он ее в 1918 в Швейцарии задумал – с танцем, чтецом, живописью. В мире давно не ставили эту версию, все обычно играют просто музыку. Очень сложное произведение, до нас его в 1972 году Арнольд Кац делал, больше никто не берется. Сергей его сделал вместе с "Модерн-балетом" Татьяны Михель, с инсталляциями картин Шагала - получилось, и очень хорошо. Владимир Михайлович Калужский (Владимир Калужский, художественный руководитель Новосибирской филармонии - прим. редакции) тогда пригласил постановку в филармонию, потом провезли по городам Сибири – это было очень востребовано. Программа музыки А.Мурова и запись диска с его музыкой, "Парижские истории", А.Шнитке "Концерт на слова Нарекац", Мартынов, Стравинский, современные русские и зарубежные композиторы – много всего. В прошлом году мы сделали небывалый проект – поставили три балета. Кто писал эти балеты? Один из них написал русский композитор из Берлина Антон Сафронов, другой - специально для нас написал московский композитор Олег Пайбердин и третий балет написал наш новосибирский композитор Роман Столяр - хоровой балет, или опера для двигающегося хора. Такого в мире никто не делал. Мы отправили на "Золотую маску", они сказали, что это классно и здорово, что приедут к нам посмотреть, но на "посмотреть" у нас уже денег не было. Фестиваль создаёт проекты высокого класса, но никуда ничего не может вывезти. Фестиваль проходит. "Молодцы!" - и всё. Сложная ситуация. В этом году Министерство культуры НСО денег выделить не может - страшное урезание бюджета. А на следующий год будет еще хуже. Но, тем не менее в ноябре в этом году состоятся два очень масштабных проекта, заявленные ранее. Министерство культуры помогает и залами, и рекламой, и чем может. Консерватория выделяет репетиционную базу. Мэрия Новосибирска очень помогла финансово – выделила грант. И вот 5 ноября состоится – всероссийская премьера видеооперы Стива Райха "Три истории". И для Новосибирска, и для страны это небывалая вещь, написанная по кинохроникам техногенных катастроф ХХ века и повествующая о безрассудном стремлении человечества подчинить природу технологиям. Первая история посвящена гибели дирижабля "Гинденбург", символа мощи Третьего Рейха. Вторая посвящена атомному взрыву и гибели атолла Бикини в период начала "холодной войны", а третья – актуальной теме клонирования и овечке Долли. Эта опера - разговор о том, куда мы идем, зачем. Это – очень большое предостережение человечеству. Очень много серьёзных партнёров у нас в проектах этого года - в сложной ситуации помогают Гёте-институт, Альфабанк, журнал "Статус" и Росатом, Институт цитологии и генетики. Денег же культурным проектам сейчас катастрофически не хватает, все помогают чем только могут помочь. Фестиваль очень востребован. Мы уже получили разрешение на исполнение от Стива Райха, эксклюзивные права у лондонского агентства, репетиции идут. 5 ноября в концертном зале имени Арнольда Каца состоится эта небывалая премьера. Вы говорили о двух проектах. Да. В это году исполняется 330 лет Иоганну Себастьяну Баху. Эту дату празднуют везде, повсеместно. В Новосибирске очень мало концертов посвящённых юбилею. А больших, грандиозных творений его не слышно в Новосибирске уже почти 20 лет, к сожалению. А какое отношение Бах имеет к современной музыке? Я мечтаю о возрождении Новосибирске школы барочной игры. При Арнольде Михайловиче Каце "большой" Бах звучал – приезжали дирижёры-"баховеды", хор и оркестр филармонии исполняли Высокую мессу, Пассионы. При Курензисе тоже звучало барокко, но когда он уехал, то увез всех, кого воспитал и кто владеет барочной исполнительской культурой. Новосибирск в этом отношении сейчас беден и пуст.. Здесь сейчас почти нет специалистов, которые владеют искусством барочной игры. Наши музыканты ездят Голландию, учатся этому за большие деньги. 26 ноября в ГКЗ имени Арнольда Каца мы исполняем наверное самую таинственную из произведений Баха – "Страсти по Марку". Партитура произведения почти не сохранилась, большая часть утеряна. Шесть композиторов более чем за 200 последних лет "дописали", восстановили эти пассионы. А голландский композитор Йорн Бойзен сделал последнюю редакцию и мы очень заинтересовались ею, за это зацепилась. Нам хотелось и барочную школу воссоздать, и чтобы Бах прозвучал в Новосибирске. Но как это увязать с современной музыкой? А вот так – современной редакцией Баха. Йорн Бойзен приедет сюда в ноябре и будет давать мастер-классы барочного исполнительства. Приедет большая интернациональная команда великолепных музыкантов – из Германии, Москвы, Перми, которые помогут нам в исполнении столь грандиозного сочинения. Я очень прошу новосибирцев не пропустить эти небывалые события, они не повторятся.

"