Posted 21 января 2018,, 12:27

Published 21 января 2018,, 12:27

Modified 5 августа 2022,, 12:08

Updated 5 августа 2022,, 12:08

ТАЙМЕР ТРАВНИКОВА

21 января 2018, 12:27
17 января исполнилось 100 дней с момента, когда назначенный временно исполняющим обязанности губернатора Новосибирской области Андрей Травников был официально представлен и приступил к исполнению обязанностей.

17 января исполнилось 100 дней с момента, когда назначенный временно исполняющим обязанности губернатора Новосибирской области Андрей Травников был официально представлен и приступил к исполнению обязанностей.

Невозможно с полной уверенностью утверждать, как появилась эта традиция – после первых ста дней подводить некие итоги, анализировать этот отрезок нахождения руководителя или политика у власти и пытаться определить его дальнейшую траекторию. В истории цифра «100» всегда привлекала и обладала определенной магией. Большинство историков и тех, кто занимается политикой считают, что традиция 100 дней пошла от Франклина Делано Рузвельта, который вступил в должность президента США в 1933 году, во времена Великой депрессии, и как раз за 100 дней своего чрезвычайного антикризисного правления, Рузвельт сумел решить самые экономические проблемы. Впрочем, если кому-то не нравится аналогия с Рузвельтом, может настаивать, что традиция сия пошла от 100 дней Наполеона, за которые он успел сначала триумфально вернуться из изгнания и воскресить свою армию, а затем потерпеть сокрушительное поражение в битве при Ватерлоо. Можно еще вспомнить «100 дней до приказа» - особенную дату для всех, кто служил. В армии «стодневка» — дата тоже очень и очень особенная, памятная. Поворотная настолько, что «деды» перестают есть масло на завтрак, отдавая его молодым и стригутся наголо, чтобы к дембелю обзавестись новой роскошной шевелюрой... Так или иначе, но «100 дней» считается неким рубежом, когда принято подвести некоторые итоги и определить перспективы на будущее.

Если отставка Владимира Городецкого с поста губернатора Новосибирской области неожиданностью практически ни для кого не стала - слухи о ней ходили так давно, что практически стали своеобразным вирусом, местным мемом, - то назначение на его место вологодского мэра Андрея Травникова было полной неожиданностью, в известной степени, шокировавшей местные «элиты».

Назначение стало неожиданностью и для самого Андрея Травникова, он это сам же и признает.

Сегодня уже нет смысла перечислять все фамилии возможных «преемников», которые живо обсуждались в кулуарах. Все без исключения «предсказатели» со своими прогнозами попали пальцем в небо - «варяга» не ожидал никто. Среди региональной «элиты» многие, если не большинство, восприняли это едва ли не как оскорбление - в Новосибирске любят говорить о рассуждать об особой роли и статусе города и региона если не в России, то уж в Сибири - точно. Даже если эту роль и значимость приходится определять самому.

Однако, свое раздражение представители «элиты» благоразумно предпочли сдерживать и держать при себе. Некоторые раздраженные реплики, вроде одного-двух постов в Фейсбуке главной культуртрегерши новосибирской мэрии Анны Терешковой, не в счет - мало ли чего скажет женщина в эмоциональной запальчивости.

Ворча в кулуарах, никто, тем не менее, не фрондировал, предпочитая дождаться от нового врио неких сигналов и силясь угадать, в какую сторону подуют ветры - дабы и поставить свои паруса с подветренной стороны.

Травников же не спешил «мести по-новому»: ни кадровых чисток, ни программных заявлений. Зато появились заявления о том, что у Травникова «нет никакой предвыборной стратегии». Обсуждать это утверждение нет смысла: если Травников не декларировал публично свои задачи, логику и последовательность действий, или они по каким-то причинам непонятны, - сей факт вовсе не означает что их нет.

Травников в первые недели действовал столь осторожно, что вскоре начала гулять конспирологическая версия: врио человек временный. Начали судачить, что на самом деле Травников не задержится в регионе далее весны. Его задача - смикшировать разгоравшиеся региональные конфликты и протестные настроения, после чего, уже со строчкой биографии «опыт руководства регионом», карьера Травникова обретет иную траекторию и выведет его на столичные орбиты.

На одной из пресс-конференций Травникова спросили: принял ли он решение участвовать в губернаторских выборах? Травников, едва дослушав вопрос до конца, тут же коротко и категорично ответил: нет, такое решение еще не принято. Ответ мгновенно трансформировался в заголовки публикаций: «Травников пока не решился участвовать в выборах губернатора» (можно подумать, что кто-то в регионе уже заявил об участии в выборах). На самом деле - и это явно читалось в его тоне и быстроте реакции на вопрос журналиста, - он просто не хочет обсуждать тему губернаторских выборов, которые состоятся в сентябре. Пока не хочет, считая такой разговор преждевременным. Это, если хотите, часть его стратегии. Он подчеркнуто не желает какого-либо наложения двух кампаний - выборов президента в марте и выборов губернатора в сентябре, что вполне объяснимо. Сегодня безусловный приоритет - президентская кампания. Её результаты - то, как проголосует регион - могут существенно повлиять на поддержку Травникова Москвой.

Этим же можно объяснить и крайнюю осторожность врио в проведении кадровой ротации регионального правительства. Не секрет, что от любого вновь назначенного руководителя ждут неминуемых кадровых «чисток». Тема «кадровой паузы» довольно скоро стала живо обсуждаться в СМИ. Эту паузу называли затянувшейся, едва не подталкивая «новенького» к «значительным» кадровым переменам и назначениям. Он же, уже на первой встрече с журналистами заявил, что не будет ни анонсировать возможные отставки и назначения, ни комментировать их.

Первые «точечные» отставки состоялись только в начале декабря. Своих постов лишились заместитель губернатора Александр Титков и министр строительства региона Сергей Боярский. Чуть позже в отставку отправился еще один зам губернатора - Юрий Прощалыкин.

Наивно полагать, что причина неспешности в вопросе кадровых перестановок была лишь в том, что врио губернатора нужно было присмотреться. Несмотря на неожиданность назначения, Травников, конечно же, был в достаточной степени осведомлен, «накачан» необходимой информацией и о местном «пасьянсе элит», и о кадрах регионального правительства, и о болевых точках.

Объяснение тому, почему в ротации регионального правительства Травников ограничился минимумом замен и перестановок, следует искать все в той же близости даты президентских выборов и в том, что их результат значит для Травникова очень многое. И создавать излишнюю турбулентность кадровыми перестановками он счел делом слишком рискованным. Конечно, во многом правы и те, кто говорит, что у назначенного врио просто нет под рукой «команды». Ведь даже, окажись в его распоряжении шеренга готовых управленцев, нетрудно представить, какой была бы в Новосибирске реакция на массовый «десант» и назначения людей из Вологды, Череповца, или той же Москвы...

Получается, что осторожность в кадровом вопросе прекрасно ужилась с рациональностью. Замены же, как представляется, коснулись не просто мест «тонких», но и позволили Травникову заручится на будущее поддержкой очень влиятельных и авторитетных фигур. А формирование и расширение своей базы поддержки в регионе для него задача архиважная.

Как ни откладывай тему губернаторских выборов «на после марта», но Андрей Травников, в первую очередь, рассматривается как кандидат номер один на выборах губернатора Новосибирской области, которые пройдут 9 сентября этого года.

И с первых дней работы Андрея Травникова в Новосибирской области, в оппоненты ему был определен мэр Новосибирска Анатолий Локоть. Злые языки нашептывают, что еще вечером пятницы 6 октября - как только стало известно о том, что Владимир Городецкий официально отправлен в отставку, - в мэрии Новосибирска атмосфера была возбужденной. Отставка Владимира Филипповича в здешних кулуарах трактовалась примерно так: нет прежнего губернатора - нет и договоренностей. Иными словами - Локоть пойдет на выборы губернатора.

А уже 5 ноября была фактически «брошена перчатка»: выступая на организованном коммунистами IX Съезде народных депутатов Новосибирской области, Анатолий Локоть призвал коммунистов и сторонников «сделать все, чтобы кандидат от КПРФ победил на предстоящих выборах губернатора Новосибирской области».

В том, что под «кандидатом от КПРФ» подразумевается именно Анатолий Локоть, сомнений ни у кого нет и не было. У коммунистов за спиной Локтя просто нет никого, кто мог бы составить конкуренцию на губернаторских выборах.

Ситуация стала еще более интересной после возвращения в Новосибирск Виктора Толоконского, отставленного с поста губернатора Красноярского края несколькими днями раньше Владимира Городецкого. Экс-губернатор Красноярского края и Новосибирской области, а также бывший полпред президента в СФО вскоре стал главным советником новосибирского мэра Анатолия Локтя.

Этот союз однозначно был воспринят как шаг на пути формирования сильной группировки с прицелом на выборы губернатора. Собственно, иначе трактовать его и невозможно.

Нет, в какой-то момент появилась конспирологическая версия, что на самом деле, став главным советником новосибирского мэра, Виктор Александрович выполняет особой и тайное поручение Кремля: приставлен к Локтю, дабы контролировать его, сдержать политические амбиции «красного мэра» и не допустить участия Локтя в губернаторских выборах. Однако, версия сия отдает столь махровой конспирологией, что годится разве для обсуждения в изрядном подпитии. Для чего нужен этот союз Локтю - абсолютно понятно. Он понимает, что ресурса КПРФ, даже при самых радужных надеждах на свой «мэрский» багаж в городе, ему для победы никак не хватит. Вспомним, что и в 2014 году Локоть победил на выборах мэра благодаря поддержке коалиции (пусть временной и неустойчивой), что позволило аккумулировать голоса, которые, условно, были «против всех» и конвертировать их в голоса за себя. Поддержка Толоконского дает Локтю надежду на то, что ему удастся навязать Травникову борьбу за пост губернатора. Кроме того, люди, знающие характер новосибирского мэра, говорят о нем как о человеке, который чтит такое понятие, как человеческая благодарность. А известно, что Виктор Толоконский сыграл важную роль в победе Анатолия Локтя на выборах мэра.

Но в тандеме Локоть - Толоконский куда интереснее мотивы и цели как раз Виктора Толоконского. Никто не питал иллюзий, что, уйдя в отставку с должности красноярского губернатора, Виктор Толоконский, подобно Диоклетиану, будет выращивать капусту. Ведь после четверти века в политике из нее уже практически невозможно уйти.

Сразу после своей отставки Толоконский публично дал понять, о неприятии и непонимании этой отставки. А едва вернувшись в Новосибирск, Виктор Александрович дал большое интервью глянцевому журналу, которое можно расценивать как программное заявление. Случайно или нет, но выбор для интервью именно «глянца» выглядит совсем не случайным. Новосибирские «элиты» в тот момент пребывали в томительном ожидании каких-либо сигналов от недавно назначенного врио губернатора, но не получали их. То там, то там накрывались фуршетные столы, но подобного формата общения врио старательно избегал, и «элита» изнывала в неведении относительно планов президентского назначенца и направления ветра грядущих перемен.

Своим интервью в журнале для «элиты» Толокнский и послал этой самой «элите» вполне определенный сигнал. Понимая и чувствуя, что назначение Травникова вызвало в регионе смесь настороженности и шока, Виктор Александрович, образно говоря, включил систему опознавания «свой-чужой». «Плохо представляю, как можно решать политические, социальные и управленческие задачи, если руководитель не знает людей», - отвечает от в упомянутом интервью на вопрос, какой лидер нужен области: кто-то из местных, или человек со стороны.

Позже, когда альянс с Локтем бы оформлен официально, Толоконский еще больше обострил этот же тезис, заявив: «Не имею ничего личного против Травникова, но думаю, решение президента не лучшее». Иными словами, всем, кто был недоволен назначением «чужака» и кого это назначение насторожило, дали понять, кто именно готов выступить центром объединения «недовольных», попытка объединить хотя бы часть региональных «элитных» групп вокруг фигуры Локтя.

Можно спорить, насколько уместен и эффективен подход «свой-чужой» в переселенческой Сибири, которая принимала всех и крепла как раз переселенцами - Лаврентьев и Мешалкин, Редлих и Кац тоже были приезжими. Но факт есть факт. Сигнал был подан и, конечно же, услышан.

Другой вопрос, кто и как на него отреагирует. Ведь инстинкт самосохранения - нет, не себя, но своего бизнеса и своих интересов - никто не отменял. Желающих вступить в открытую конфронтацию, пойти «в стык» вряд найдется, но вот разложить яички по корзинкам...

Тандем Локоть-Толоконский (хотя, в этой паре я бы поменял фамилии местами) прилично закрутил интригу вокруг губернаторских выборов. Убежден, что акценты в этом союзе следующие: не Анатолий Локоть пригласил Виктора Толоконского (хотя формально это выглядит так), а Толоконский выбрал Локтя и сделал на него определенную ставку.

Толоконский куда более матёрый, опытный и искушенный политик, нежели Локоть. Роль советника, пусть и главного, для него тесновата. И ролью «наставника» он не ограничится, а будет выстраивать патерналистскую, «отеческую» модель отношений, где именно Толоконский будет определять модель поведения и ходы Локтя. В этом и слабость союза, который выглядит довольно могучим. Есть риск, что рано или поздно Локоть начнет тяготиться такой моделью отношений.

Кроме того, Локоть и рискует куда большим. Никто не даст гарантий, что, решив участвовать в губернаторских выборах и став соперником Травникова, Локоть победит. Осложнит жизнь и навяжет борьбу - да. Но проиграв, рискует уже через полгода почти наверняка потерять и кресло мэра.

Толоконский не рискует практически ничем. Зато может втайне надеяться на свое «возвращение с Эльбы», но без Ватерлоо, - вернув свою востребованность и, чем черт не шутит, высокий статус. Понятно, что Виктор Александрович своими высказываниями в известной степени «сжигает мосты». Ведь не случайно президент организовал специальную встречу с уволенными губернаторами, на которой попросил их помогать новым главам регионов. Но в этой просьбе можно прочесть и то, что какие-либо попытки влиять на работу новичков и их решения, в Кремле сочтут, мягко говоря, нежелательными. Но надежда, что удастся разыграть многоходовку, в результате которой получится дать понять, что только он и может распутать интригу, остается.

Словом, принимать образование тандема Толоконский - Локоть и довольно резкие высказывания первого, только как подготовку губернаторской кампании Локтя, не следует. Это слишком просто. Интрига же может оказаться куда заковыристее.

Я уже упоминал, что назначение Андрея Травникова стало неожиданностью и для него самого. Помимо прочего, это означает и то, что к работе в незнакомом регионе он приступил не в полной мере готовым. Конечно же, он испытывал сложности и в первые недели, испытывает их и сейчас, по прошествии ста дней. Отражением этих сложностей стал подготовленный авторитетным коммуникационным холдингом «Минченко консалтинг» и опубликованный в последние дни декабря 2017 года рейтинг политической устойчивости губернаторов «Госсовет 2.0».

В нем Андрею Травникову среди 12 сибирских губернаторов отвели 7-е место, а среди 11 осенью назначенных президентом - последнее.

Однако, не будем забывать, что к любым рейтингам надо подходить аккуратно. Трактовать, не заменяя им истину, иначе любой рейтинг легко превратить в иллюзию как значимости, так и ничтожности объекта - уж кто как повернет. В данном случае выводы уважаемого Евгения Минченко и его коллег - вовсе не окончательный диагноз, а скорее карта, составленная на основе проведенной диспансеризации.

Пару «штрафных» баллов Травникову принес блиц-визит, московско-уральских политологов и технологов, умудрившихся превратить публичную дискуссию в довольно резонансный для региона конфликт. Близкие к минимуму баллы Андрей Травников получил по таким критериям, как «Наличие у губернатора под управлением большого проекта», «Наличие у губернатора уникального позиционирования» и «Качество политического менеджмента».

Отношения с большими, по-настоящему масштабными проектами у Новосибирска давно складываются как-то тяжело. Это при том, что как раз благодаря одному из таких проектов собственно и появился, а другой - строительство Академгородка - принес ему мировую известность. Но крупные проекты, которые в регионе оценят благосклонно, появятся. Речь не только о новом ледовом дворце спорта, вопрос строительства которого Травников «сдернул» с мертвой точки. В середине декабря было заявлено, что уже в 2018 году в Новосибирске начнется строительство двух важных для региона объектов медицины: онкологического и перинатального центров.

Кроме того, Травников предложил объединить возможности Академгородка, наукограда Кольцово, Краснообска и Бердска для создания крупнейшего в стране центра науки и образования. Если Травникову удастся добиться в этом видимых подвижек, он будет восприниматься как руководитель, который способен привести в регион большие федеральные проекты, а значит, деньги и статус.

Что касается личного позиционирования и качества политического менеджмента, то у него пока еще есть время чтобы и укрепиться в нужном образе, и подобрать нужный инструментарий.

Новый формат взаимодействия региональной и муниципальной власти Травниковым уже предложен. На недавней встрече с депутатами городского Совета Новосибирска врио губернатора обозначил этот формат: стратегические вопросы развития города не должны «спускаться» директивой сверху. Их необходимо инициировать на муниципальном уровне, затем обсуждать в Совете депутатов Новосибирска, и только после этого та или иная инициатива будет реализовываться на уровне региона. При таком алгоритме многие конфликты просто не будут иметь почвы.

Ему предстоит еще много работы - одиночки выборы не выигрывают, а говорить, что Андрей Травников наверняка нашел и определился с точками опоры - не симуляторами, а с действительно реальной и дееспособной поддержкой, - преждевременно.

Но надо признать, что за свои 100 дней Травников сумел избежать ошибок. Он осторожен и аккуратен. Очень важно, что он не создает эффекта завышенных ожиданий - никаких популистских заявлений о обещаний. Кроме того, следует держать в уме, что по оценке того же рейтинга политической устойчивости «Госсовет 2.0» от «Минченко консалтинг», имеет высокую оценку по критерию «Поддержка внутри федеральных элитных групп», что для политической устойчивости крайне важно.

Все это делает Андрея Травникова не просто серьезным кандидатом на губернаторских выборах, но и главным претендентом на победу. Пусть даже и в условиях жесткой конкуренции.

"