Posted 24 июня 2015,, 06:00

Published 24 июня 2015,, 06:00

Modified 18 августа 2022,, 19:50

Updated 18 августа 2022,, 19:50

Параллельный Новосибирск: пять минут в сторону от Красного проспекта

24 июня 2015, 06:00
Atas.info продолжает исследовать "параллельный" Новосибирск, который стараются не замечать ни власти, ни жители

Как ни стараются люди и власти не замечать параллельный Новосибирск, в реальности жизнь - это геометрия Лобачевского. И здесь параллельные прямые и плоскости пересекаются, да еще как. Возьмем, скажем, Красный проспект - гордость города, самая длинная прямая улица в мире. Семь километров патриотических чувств. На нем расположены красивые современные дома и памятники истории (которые, кстати, тоже осовременнили). Но стоит отойти от главной улицы в сторону всего на пять минут, и как будто сел в машину времени и прыгнул лет этак на пятьдесят назад.

Этот барак притаился в сени зеленых деревьев недалеко от станции метро "Красный проспект". Вид он имеет крайне одичалый, а буйная и неухоженная зелень вокруг только усиливает впечатления.

Таким образом брошенный на чистой улице окурок вполне может вылиться со временем в пахнущие мочой лифты, стихийно организованные свалки, исписанные стены и разбитые фонари. И, тем не менее, жизнь тут идет полным ходом, хотя временами хочется спросить - как?

Как? Да очень просто, так же, как и пятьдесят лет назад. Вешают белье на веревках на прищепки, выращивают что-то на своих двух сотках, пытаются вжиться в ритм растущих вокруг многоэтажек.

Особенно богата на этот строительный "антиквариат" улица семьи Шамшиных. В этом есть интересная историческая аллюзия: Иван Шамшин - один из первых поселенцев молодого Новониколаевска, появился еще в 1893 году. Умелый плотник, он был востребован при строительстве и отделке домов в быстро растущем городе. Пройдешься, и ощущение, что кое-что не изменилось с тех далеких пор.

Впрочем, каменные бараки выглядят не лучше. Обшарпанные и не видевшие капитального ремонта, видимо, никогда, они прячутся среди деревьев и высоких новостроек не хуже сибирских партизанов. Но это редко получается.

Эти торчащие, как бельмо на глазу, здания, пытаются неловко прикрыть. Но от этого дома становятся еще виднее. Некоторые из них даже пытаются приспособить в качестве рекламной поверхности.

Можно даже не огораживать забором - такая рухлядь так настойчиво привлекает взгляд, что ее можно обвешать рекламой не хуже современных призматронов или тумб для афиш.

Главная проблема в том, что этим вопросом централизованно заниматься никто не хочет. Представьте, если лицо записной красавицы обрабатывают сразу несколько десятков специалистов по макияжу. С разным стилем, бюджетом и видением того, как это нужно делать. Один рисует ресницу на левом глазу, второй - нижнюю губу, десятый, не дождавшись никого, начинает намазывать тональный крем. Что получится на таком лице? Правильно - эклектика. Чтобы не употреблять слов покрепче.

Поэтому бок о бок существуют обломки советского прошлого, следы точечной застройки 90-ых и элитные новостройки нулевых.

И вот главный вопрос: как сработает в данном случае "теория разбитого окна"? Смогут ли благополучные дома, огороженные заборами, намеренно сужающие свое жизненное пространство, противостоять стихийной силе распространения традиционного для нашей страны бардака? И главное, что с этим всем собираются делать городские и областные власти, отвечающие за внешний облик города?

"