Posted 31 марта 2016,, 07:47

Published 31 марта 2016,, 07:47

Modified 5 августа 2022,, 12:26

Updated 5 августа 2022,, 12:26

Что мы знаем об эсерах в Сибири?

31 марта 2016, 07:47
Историк Анатолий Добровольский написал книгу «Эсеры Сибири во власти и в оппозиции (1917-1923 гг.)». Она вызвала большой интерес не только у специалистов потому, что в ней исследуются многие неизвестные ранее страницы истории, - просто до сих пор не так уж и много мы знаем об эсерах, а ведь они в свое время были куда популярнее большевиков...

Историк Анатолий Добровольский написал книгу «Эсеры Сибири во власти и в оппозиции (1917-1923 гг.)». Она вызвала большой интерес не только у специалистов потому, что в ней исследуются многие неизвестные ранее страницы истории, - просто до сих пор не так уж и много мы знаем об эсерах, а ведь они в свое время были куда популярнее большевиков...

Анатолий Добровольский с этим согласен:

- Книга эта вовсе не случайная - я закончил наш педагогический институт, получил диплом историка, защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертацию и, в общем, занимаюсь этой темой уже немало лет. Пожалуй, есть главный вопрос: почему в 1917-м, когда в России было столько политических партий, большевики пришли к власти, а остальные канули в небытие. Понятна судьба кадетов и прочих, но ведь с политического горизонта исчезли и социалистические партии, спектр которых был весьма широк. Что скрывать, до сих пор многие у нас и не знают, что эсеры - это социалисты-революционеры; у многих вызывает удивление тот факт, что эсеры не признавали частную собственность, а выступали за общественную. Можно напомнить, что эсеры вместе с большевиками боролись против самодержавия, вместе с ними отбывали каторгу и ссылку и до «водораздела» 1917 года находились по одну сторону баррикад.

- То есть, знаем мы на самом деле не много?!

- Знаем мы мало. Сегодняшние представления во многом сформированы на основе фильмов, в которых эсеры представлялись врагами. Если период с 1917-го по 20-й год все-таки дает какую-то информацию, то о деятельности партии в 1920-1923 годах известно очень мало. Пришлось поработать в архивах, в том числе и с материалами знаменитого Пражского архива, которые были вывезены чехами, но затем возвращены в Россию. Много информации можно почерпнуть в газетах той поры - ведь только в Сибири в 1917 году издавалось 66 эсеро-меньшевистских газет!

- Давайте с 17-го года и начнем...

- Парадокс, но к Февральской революции эсеры подошли в очень расслабленном состоянии - она оказалась неожиданной для них. Тем не менее, организовались эсеры быстро: третьего марта появилась первая листовка, шестого прошло первое собрание, а вскоре в Новониколаевске вышла первая эсеровская газета в России, которая называлась «Земля и воля». Организация быстро выросла с 15 человек до 5800. Ядро ее составляли профессиональные революционеры. Можно выделить Б.Д. Маркова (он же Ф. Доронин) - позже стал секретарем Томского губкома ПСР, М.Ф. Омелькова - председателя Новониколаевского Совета рабочих депутатов, Н.Е. Жернакова - сына известного предпринимателя и мецената, который был назначен уездным комиссаром, и т.д.

- То есть, одного вождя не было?

- Не существовало фигуры, на которую бы молились. Актив составляли образованные люди, интеллигенты, младшее офицерство, студенчество. А массовость объясняется тем, что в партию порой записывались на собраниях целыми деревнями, ротами. Эсеры были в этот период очень популярны в народе. Вы знаете, почему в июле большевики временно сняли лозунг «Вся власть - Советам!»? Дело в том, что Советы оказались в руках эсеров и меньшевиков. Так, в середине лета в Сибири было создано 112 Советов, и лишь 16 из них контролировали большевики. Эсеры выступали за созыв Учредительного собрания, за расширение прав местного самоуправления. Но все важнейшие социально-экономические преобразования они предлагали отложить до созыва «хозяина земли русской» - Учредительного собрания. Декрет о земле - это, кстати, тоже эсеровская идея, удачно использованная большевиками. С большевиками социалисты-революционеры расходились в одном принципиальном моменте: они не признавали диктатуры. Несмотря на то, что эсеры многое заболтали, выборы во Всероссийское Учредительное собрание принесли партии эсеров несомненный успех: у власти уже месяц были большевики, а депутатами от Сибири выбрали 39 эсеров и лишь двух большевиков. Дальнейшие события хорошо известны. Почему же получилось такое ожесточение? Да потому, что, по сути, эсеры получили от народа легитимное право на власть, но власти им не отдали. Можно сказать, что их избрали, но не признали. Пришлось браться за оружие.

- Была ли в Сибири своя специфика?

- В силу оторванности от центра сибирским эсерам пришлось действовать самостоятельно, но в принципе они поступали так же, как их соратники в центральной части России. Здесь я хотел бы сказать о том, что существует, например, миф, что эсеры были ближайшими друзьями белогвардейцев. На самом деле вина эсеров состоит в том, что они своей политикой привели к власти адмирала А. В. Колчака. Но мы также должны знать, что ЦК партии эсеров уже через две недели после прихода адмирала к власти объявил его врагом номер один и постановил прекратить вооруженную борьбу с большевиками, оставив за собой право дальнейшей политической борьбы с большевиками. По сути, эсеры и большевики вновь оказались по одну сторону баррикады, но эсеры заняли позицию «третьей силы» - провозгласили лозунг борьбы на два фронта: против реакции сибирской и диктатуры большевистской. Так появилась иллюзия, что они на стороне Колчака.

- За довольно короткое время эсеры ведь успели побывать и во власти, и в оппозиции.

- В феврале 17-го эсеры в Сибири пришли к власти. Они взяли в свои руки Советы, назначались представителями Временного правительства. С октября 17-го до мая 18-го эсеры в оппозиции большевистскому режиму. После мятежа белочехов эсеры вновь возвращаются к власти в лице Западно-Сибирского комиссариата, но затем 30 июня 1918 г. добровольно передают ее Временному сибирскому правительству. Режим стремительно правеет, и в октябре свой первый съезд эсеры Сибири проводят уже в полулегальном положении. При адмирале Колчаке они уходят в подполье.

- Их преследовали так же, как большевиков?

- Да, хотя масштабы террора и трагедии несоизмеримы: большевиков и сторонников советской власти погибло в сотни, а может быть, в тысячи раз больше. Ситуация была двоякой: с одной стороны, эсеровская партия в подполье, а с другой - они легально работали в кооперации, земских органах власти. Например, в Иркутске эсер П. Д. Яковлев был управляющим губернией, его ближайшие помощники тоже состояли членами эсеровской партии. Возможно, отсюда и появился миф о тесном сотрудничестве их с Колчаком. На самом деле эсеры сначала были в умеренной оппозиции к колчаковскому режиму, а с осени 19-го года ушли в оппозицию непримиримую. Создавали вооруженные формирования...

- Под каким флагом?

- Под флагом демократии, под флагом Учредительного собрания. Возьмем, например, иркутский Политцентр, о котором раньше если и говорили, то только как о махровой контрреволюции. Но факт, что эсеры в Иркутске искренне хотели прекратить вооруженную борьбу и заключить мир с Советской Россией. С одной стороны, они хотели не допустить возврата Советов, с другой - стремились предотвратить возможную интервенцию Японии. Об этом почти не знают, но социалисты-революционеры выступали против иностранной интервенции. Они выступали за сильную демократическую Сибирь, которая входила бы составной частью в Российскую Федерацию, имея широкие права и полномочия, свое правительство, Сибирскую областную думу.

- Что изменилось, когда стали побеждать красные?

- Пятого января 1918 года колчаковский генерал Сычев, отступая из Иркутска, захватил с собой 31 заложника. Их забили насмерть колотушками и сбросили в озеро Байкал. В числе погибших оказалось 11 активных членов партии эсеров, среди них и известный нам Б. Д. Марков (Доронин). Большая часть рядовых эсеров тихо покинула партию, незначительная группа занялась нелегальной деятельностью при большевистской власти. Партийное руководство эсеров переехало в Дальневосточную республику и еще два года действовало в легальных условиях. Что касается дальнейшей судьбы эсеров при советской власти, то с марта-апреля 20-го года везде, кроме Иркутска, деятельность эсеров была запрещена. Они работали в подполье, пытались участвовать в выборах Советов, но этого им сделать не дали. Не помогло и то, что многие эсеры сражались против колчаковской диктатуры в городском подполье, партизанских отрядах, а некоторые даже ими командовали. Решающую роль сыграли события в Кронштадте и Западно-Сибирское восстание в 1921 году. Восстание, в результате которого была перерезана железная дорога и на две недели прекращены поставки хлеба в центр, было объявлено эсеровско-кулацким мятежом. Сегодняшние историки доказали, что причиной народного восстания стала продразверстка. Эсеры же, как политическая партия, к этим событиям отношения не имели. Но именно в этот период органы ЧК начинают составлять сводки, чем занимаются представители различных политических партий и как они себя ведут.

- А точку поставили в 1923-м.

- Сначала в Москве в 1922-м в течение трех месяцев продолжался суд над партией и ее наиболее активными деятелями. По сути дела, это был первый политический процесс! Сразу после него начались репрессии. Так, в нашем городе сразу же были арестованы 17 человек. А в марте 23-го в Москве состоялся Всероссийский съезд бывших рядовых членов партии эсеров, на котором те, кто оставался на свободе, покаялись в грехах и призвали все эсеровские организации распуститься, хотя де-факто их уже и так почти не было. Таким образом эсеры исчезли с политического горизонта Сибири. Причины две: идейно-политическое поражение партии и целенаправленные действия партийных структур РКП(б) и репрессивных мер ГПУ.

- Но «белые» пятна в истории эсеров наверняка еще остаются?

- Их немало. Потому что до недавнего времени объективно изучать историю партии социалистов-революционеров было невозможно. Остается много тем, ждущих своих исследователей. Например, участие эсеров в вооруженной борьбе с Колчаком. Я думаю, что определенный интерес будет представлять и история новониколаевской организации эсеров.

"