Posted 7 февраля 2020,, 23:05

Published 7 февраля 2020,, 23:05

Modified 18 августа 2022,, 19:51

Updated 18 августа 2022,, 19:51

Белоконь рассказал о партнерстве с братьями Сутягинскими

7 февраля 2020, 23:05
Новые детали в громком криминальном деле.

Дело братьев Сутягинских в Казахстане можно назвать эталонным среди криминальных разборок в постсоветском пространстве. Там фигурировали рэкет, бандитизм, коррупция и даже заказное убийство. Однако экс-партнер братьев Владимир Белоконь рассказал о новых деталях в делах, связанных с Сутягинскими.

Стоит вспомнить, что Сутягинские построили в Казахстане заводы “Биохим” и “Силициум” — дорогие, но убыточные предприятия, отмечают “Новые известия”. Примечательно, что финансировали проекты Банк развития Казахстана и БТА Банк, убытки которых исчислялись миллионами долларов. Однако для российской публики история началась с попытки заказного убийства Михаила Гаркушкина. Тогда Александр Сутягинский получил 12 лет, но судья изменила приговор на условный, а затем сама оказалась фигурантом дела о коррупции.

По словам Белоконя, в российской прессе эта история уже давно обросла мифами, а реальная ситуация искажена. Так, Белоконь познакомился с Александром Сутягинским еще в 1989 году. Тогда они вошли в команду главы Сатпаева Малышева, однако решили сосредоточиться на коммерческой деятельности. В партнерстве они занимались куплей-продажей товаров народного потребления. В то же время появился третий деловой партнер — Юрий Королев — и была зарегистрирована общая организация СКБ — Сутягинский, Королев, Белоконь. Основной доход приносило сотрудничество с металлургами, связями с которыми обладал Королев. Впоследствии это позволило СКБ открыть не только кафе, ТВ-канал, но и банк. В то время с СКБ начал работать армейский товарищ Александра Сутягинского Михаил Гаркушкин, он помогал решать вопросы по перегонке автомобилей через полицию.

Белоконь отмечает, что бизнес расширялся и обрастал партнерами. Однако многие начали отказываться от сотрудничества. Белоконь связывает это с политикой Сутягинского, который ввязывался в необоснованные проекты. Тогда же Королев начал говорить об отказе от партнерства и своем бизнесе. Однако осуществить планы он так и не смог: в 2002-м его застрелили. Другой партнер Сутягинского Гаркушкин тоже стал отходить от партнерства. К этому времени Михаил Сутягинский стал владельцем омского нефтехимического бизнеса, ГК “Титан”, который фактически ему подарило партнерство с Королевым, Белоконем и Гаркушкиным. Последний тоже хотел выйти впоследствии из бизнеса. Он был готов взять на себя 100 млн долларов долга, которые Александр Сутягинский наделал со своих провальных заводов.

Владимир Белоконь отметил, что уже после смерти Королева перестал доверять братьям. А ситуация с Гаркушкиным, когда того заказал кто-то из Сутягинских, поставила крест на любых отношениях. Об этом он заявил в суде по делу Александра Сутягинского.

По словам Белоконя, ситуация с Андреем Третьяковым, которого вынудили участвовать в выводе денег из московского филиала БТА Банка, очень показательна. Сутягинские в то время работали в связке с Мухтаром Аблязовым и именно с ним проворачивали это дело. А сейчас они требуют экстрадиции Третьякова, чтобы не позволить ему дать показания против себя. Однако в подобной ситуации сейчас находятся почти все бывшие партнеры братьев, знающие о их финансовых махинациях и смерти Королева. Поэтому Белоконь всерьез обеспокоен местью с их стороны как ему, так и другим знающим лицам.

Стоит отметить, что, по мнению подполковника МВД Рустама Мирзабаева, расследование убийства Королева также необходимо продолжить. Убийство не имеет срока давности, и еще в 2002 году оно было поставлено в приоритет и было на контроле у властей. Однако основную версию так и не удалось доработать.

“Все-таки я больше склоняюсь к тому, что убийство было связано с разделением крупного бизнеса”, — сказал Мирзабаев.

Он также отмечает, что про дело Гаркушкина он узнал уже после своего ухода из органов в 2007 году.

“Уже потом пообщался с ребятами из УБОП, они рассказали много подробностей. Очень грамотная работа, красиво раскрыли, собрали убедительные доказательства. Эти преступления действительно похожи”, — говорит Мирзабаев.

Дела Королева и Гаркушкина объединяют крупные проблемы в бизнесе и способ их решения. Одни и те же обстоятельства и мотив, поэтому заказ на Гаркушкина можно посчитать поводом к анализу действий следствия по делу о смерти Королева и продолжить расследование.

"