Цитата дня
«…А вот что касается сроков проведения данного пикета, то, уже как секретарь (новосибирского обкома КПРФ) могу сказать, что эти вопросы вы можете направить господину президенту Трампу».

Мэр Новосибирска Анатолий Локоть о том, почему дата митинга новосибирских коммунистов в поддержку Северной Кореи совпала с датой акции Навального в Новосибирске.

Спор о патриархе Никоне по-прежнему актуален!

Владимир Кузменкин, 3 августа 2016
Как меняется в общественном сознании образ одного из самых заметных персонажей русской истории.

Сегодня появляются работы российских историков, например, Александра Пыжикова, в которых предлагается совершенно новый взгляд на роль старообрядчества в российской истории. Но историю раскола просто нельзя представить без фигуры патриарха Никона, вокруг которой не первый век продолжаются споры.

С 2009 года под патронатом началось полномасштабное восстановление Воскресенского монастыря Нового Иерусалима. В храме хранится икона, переданная монастырю — жемчужине русской архитектуры — Владимиром Путиным. Возрождаются монастыри — «детища» патриарха Никона, и, возможно, изменится образ самого Никона, которому в вузовских учебниках уделяется четверть страницы... Для многих он только разоритель древнерусского благочестия и основоположник церковного раскола. Но так ли просто все на самом деле?!

Профессор кафедры истории и философии Омского экономического института доктор исторических наук Наталья Воробьева уверена: «Патриарх Никон — это точка бифуркации отечественной истории, семантический ключ в отношении понимания российской истории». Омский исследователь рассказала о том, почему она так считает:


— Образ патриарха в отечественной исторической науке определялся негативным эмоционально окрашенным стереотипом. Это идет от старообрядческой традиции «хуления», которая проявилась в полемической литературе второй половины 60-х — 70-х гг. XVII века: «еретик, богохульник», затем «антихрист, сатана, рог антихриста», далее — «волхв, алхимик», «нечестивец, прелюбодеец» и далее в том же духе.

Самодержавной властью в XVII веке разрабатывалась новая национальная мифология с концепцией надконфессионального государства. Одной из задач было создание образов «культурного героя» и «культурного антигероя». Так появляется социокультурный архетип Никона как «культурного антигероя»: надменного, амбициозного, горделивого владыки; теократа, стремившегося возвыситься над царем; церковного деятеля, управляющего и осуществлявшего суд в церковных владениях по своему усмотрению и без вмешательства государственной власти.

Для историков XVIII — первой половины XIX века патриарх Никон — прежде всего властолюбивый теократ, посягнувший на царскую власть. Однако в народном почитании патриарха Никона как местночтимого святого зарождалась традиция апологетики патриарха параллельно с официальной критической традицией.



С 60-х годов XIX в. наблюдается выстраивание образа равнозначности фигур патриарха Никона и протопопа Аввакума. Протопоп Аввакум — не просто мученик раскола, он — крупнейший идеолог этого общественного движения XVII в. Патриарх Никон — не идеолог, а организатор литургической реформы, вызвавшей раскол не только в церкви, но и в обществе. При этом литературное наследие патриарха Никона практически полностью игнорируется. Авторами критического направления создавалась псевдоидеологическая система «священство выше царства», якобы выраженная воззрениями и деяниями патриарха Никона с претензией на главенство в государстве и обществе: папоцеразист-теократ, гонитель старообрядцев. Но это не соответствует источникам.

— Как оценивали личность и деяния патриарха Никона в советское время?

— В советский период все определял принцип классовой борьбы и формационный подход. Сначала личность патриарха Никона вообще не изучалась. Фигура Никона рассматривалась преимущественно в контексте раскола как народного крестьянского движения. Образ патриарха Никона как талантливого, умного и амбициозного политика выстраивается со второй половины 1960-х годов: «Это был блестящий проповедник и в то же время рачительный и прижимистый вотчинник, жестокий и властный администратор и вкрадчивый придворный».

— Сегодня подходы изменились, не так ли?

— Исследование жизни, деятельности, воззрений и социально значимых качеств личности патриарха Никона является одной из «вечных проблем» отечественной исторической науки. Анализируя долгий опыт предшествующей работы над конкретно-историческим образом патриарха Никона, современные историки выделяют и противопоставляют сформировавшиеся основные подходы, которые условно обозначаются как «уничижительно-критический» и «апологетический».

В последней четверти XX — начале XXI века в результате смены парадигмы появились новые возможности для исследования и осмысления исторического прошлого и его наследия. Постепенно преодолевается идеологическая ангажированность, расширяется источниковая база, увеличивается объем публикаций источников, что и делает возможным изучение богословского наследия Святейшего Патриарха. Хотя у патриарха Никона нет специальных богословских трудов, но его рассуждения разбросаны по работам, посвященным самым разным проблемам. На наш взгляд, именно недостаточное внимание историков к реконструкции и исследованию воззрений патриарха Никона приводит к фатальным ошибкам в интерпретации роли этого церковного и государственного деятеля в трагических событиях второй половины XVII века.

— Каковы же ваши выводы?

— Объект исследования — идейное наследие патриарха Никона. Предмет исследования — система и характер его воззрений как государственного и церковного деятеля. Отметим, что выделить собственно исторические взгляды вне богословского контекста церковного деятеля середины XVII века не представляется возможным.

Я проанализировала авторские тексты патриарха и могу сказать, что ни разу патриарх Никон не пишет о требовании для патриарха каких-либо прав в делах государственного управления, следовательно, тезис о «папизме» патриарха Никона не более чем историографический штамп и элемент политической мифологии.

Возьмем период начала строительства Воскресенского монастыря в период охлаждения дружбы царя и патриарха. Мотивы патриарха Никона при строительстве Нового Иерусалима становятся более ясны лишь в связке со спором царя и патриарха о симфонии властей. Конфликт лишь на поверхности выражался как спор между царем и патриархом, но это было на самом деле противостояние идеологемы Третьего Рима царя Алексея Михайловича идеологеме Нового Иерусалима патриарха Никона.

Третий Рим олицетворяет, в том числе, мощь и величие древнего античного Рима, а Новый Иерусалим — особое заветное отношение народа с Богом; Третий Рим имеет мирскую светскую направленность, авторитет царства, Новый Иерусалим — ориентацию на авторитет священства, духовную избранность; идеологеме Третьего Рима присуща имперская экстравертная направленность, Новому Иерусалиму метаисторическая направленность существования в виде последнего перед вторым пришествием царства.

— Никон — одна из самых интересных фигур в нашей истории. О нем пишут и будут еще писать. И все-таки, как вы полагаете, почему патриарх поступил именно так, как поступил?

— Церковно-канонические убеждения патриарха Никона основаны на церковном законодательстве эпохи Вселенских соборов, что почиталось в XVII веке нормативным кодексом Русской православной церкви. В захвате царем церковной власти по управлению церковью патриарх Никон видел отступление от Св. Писания и св. канонов, которое будет почвою для появления антихриста.

Ни один человек не может противодействовать канонам Церкви, учению св. отцов и законам царства или что-либо возражать против них: каждая имеет свой собственный порядок и права, установленные Богом, и каждая должна поддерживать и защищать свой собственный порядок для себя, на свою собственную ответственность. Если царь попрал каноны, а архиереи ему покорились, то и архиереи подвергли себя церковной анафеме и потеряли свое священство. Согласно концепции пастырства патриарха Никона, патриарх имеет право и долг контролировать по мерке христианского идеала всю государственную жизнь и обличать все ее уклонения от норм канонических, не щадя и самого царя. Именно это, по мнению многих исследователей, не позволило Святейшему Патриарху вернуться на патриаршую кафедру.

Государство, по мнению патриарха Никона, должно строиться по принципам горнего мира, и главная функция патриарха — защитить общество от нестроений. Патриарх несет в себе образ Христов — духовный и материальный, чувственный, в этом и заключается высший смысл обожения. Патриарх Никон собрал в «Возражении» основной блок эсхатологических пророчеств и цитат не только из Священного Писания, Отцов церкви, но и богословско-полемической литературы того времени. Он видел в вероотступничестве знаки наступления антихристова царства и грядущую гибель Отечества, и он боролся с этим мольбами, протестами, уходом с кафедры, отряхиванием праха от ног своих, анафемой на правонарушителей, грозными пророчествами, своей непреклонной стойкостью в посылаемых на него гонениях.

— Имел ли патриарх Никон последователей?

— Приведу один пример из истории. В 1700 г. Петр I запретил властям Воскресенского монастыря Нового Иерусалима построение церкви во имя преподобного Александра Свирского на месте кончины патриарха Никона, хотя митрополит Ростовский Иоасаф (к нему обратились власти Воскресенского монастыря в связи с тем, что крест, поставленный на месте кончины патриарха, смыло вешними водами) 22 июня 1700 г. дал благословенную грамоту на строительство этого храма. Построенный патриархом Никоном Иверский монастырь был присоединен Петром I к нововозведенной Александро-Невской лавре, куда из обители были перевезены лучшие колокола и некоторые драгоценные сосуды. Именование Ново-Иерусалимский было снято с монастыря...

Развитие почитания патриарха Никона как святого продолжили архимандриты Воскресенского монастыря. В особо крупное народное течение или движение почитание перерасти не смогло, тем не менее Никон — местночтимый святой с 80-х годов XVII века и до сих пор. В исследованиях, относящихся к церковному прославлению патриарха
Никона, изучаются исторические свидетельства о его житии, чудесах, трудах и подвигах.

В канун 400-летия со дня рождения патриарха Никона благословением патриарха Московского и всея Руси Алексия II возобновлено церковное почитание патриарха Никона в местах его служения. Ведется летопись посмертных чудотворений патриарха Никона. В 2001 году Соловецкий монастырь обращался в комиссию по канонизации с ходатайством о причислении патриарха Никона к лику Соловецких святых. Однако комиссией по канонизации было решено, что значение личности патриарха Никона превосходит рамки местного почитания, и следует рассматривать вопрос о его общецерковном прославлении.
Array
(
)

Оставить комментарий