Цитата дня
«Даже я видел, что черная туча подошла к Москве. Но откройте окно, вы, чиновники Росгидромета, чего вы не предупредите, что через 20 минут начнется сильный ливень? Он начался! Разогнать Мосгидромет! Разогнать! Уволить!»

Председатель партии ЛДПР Владимир Жириновский после того, как попал под дождь и сильно промок.

Ново-Сибирск – потеря дефиса

Константин Голодяев, 11 ноября 2015
90 лет назад - 11 ноября 1925 года впервые прозвучало слово Новосибирск. В ходе широкого общественного обсуждения это название города предложил один из ярких патриотов Сибири инженер Константин Николаевич Тульчинский. Это он писал в конце XIX века: «через 100 лет Сибирь разовьется сильнее Североамериканских Штатов. Ее общее число, занятых в городах, на заводах, в рудниках, копях и шахтах, составит двести миллионов».

17 ноября I-й Новониколаевский окружной съезд Советов без обсуждения принял новое название и возбудил «ходатайство перед Сибревкомом и предстоящим Первым Сибирским краевым съездом Советов и ВЦИКом». 7 декабря большинством голосов название было утверждено краевым съездом, а 9 декабря принято официальное решение: «1-й Сибирский съезд Советов одобряет постановление 1-го Новониколаевского окружного съезда о переименовании города Новониколаевска в Новосибирск и поручает Крайисполкому поддержать соответствующее ходатайство перед ВЦИК». Документ пошёл в Москву, а через 12 лет автор нового названия был арестован как пособник царского режима и погиб в тюрьме.

Про историю переименования нашего города написано достаточно. И вроде, все варианты названий и их предполагаемые авторы уже оглашены. Повторять все это здесь мы не будем. Но вот один момент всегда обходится стороной – может потому, что он не такой уж и важный? Но мне именно этот акцент кажется достойным внимания.

Дело в том, что Постановлением ВЦИК СССР от 12 февраля 1926 года город наш был переименован из Ново-Новониколаевска в Ново-Сибирск, что легко подтверждается документально. Когда же случилось переименование в привычный нам Новосибирск? А его и не было…

Начало этой «никчемной описки» было положено задолго до переименования. Путаницу внесли газетчики. Еще в самом первом номере самой первой Ново-Николаевской газеты «Народная Летопись» от 30.03.1906 крупнейший издатель Н.П. Литвинов допускает слитное написание «Новониколаевск» (наряду с Ново-Николаевск).


Более ранняя томская пресса не очень-то часто писала о молодом городе (даже упоминания о возведении поселка в статус безуездного города в конце 1903-го я не нашел), но там, где я эти упоминания увидел, название города писалось через дефис. Ну, а у нас после возникновения собственной прессы разночтения скачут по всем местным газетам. А в газете «Обская Жизнь» от 19.10.1911 года корректор умудрился в одной маленькой заметке соврать дважды - орфографический знак «дефис» волшебным образом у него то исчезает, то появляется.

Но это еще цветочки. После переворотов 1917-го хаос смены властей и спешка с реформой русского языка смешали все. Хотя про упразднение дефисов в реформе русского языка ни сказано ни слова, рьяные служащие анонимных «редакционных коллегий», следуя разрушительному порыву, выбросили орфографический знак в названии города очень быстро. В 1918 году в газетах на одной и той же странице еще можно было встретить разные, взаимоисключающие написания названия города - Ново-Николаевскъ, Новониколаевскiй, Ново-Николаевскiй, Новониколаевск. Вот один из номеров эсеровской «Народной Сибири» от 19.09.1918 (1,4 и 6 стр.). Здесь присутствуют все 4 варианта. В этом же номере есть достаточно крупное объявление, что редакции требуется корректор. Видимо, языковая неразбериха все-таки устраивала не всех.


То же самое в «Русской речи» полгода спустя


В газетах, а также в различных отчетах контор, других документах 1917-1918 годов часто встречаются и наименования: Н.-Николаевск, Н-Николаевск, Ново Николаевск, Ново николаевск. С заглавными буквами и твердым знаком уже не церемонились. А вот колчаковские корректоры, видимо, работали ещё жестче. Дефис пропал. Ъ остался. Без вариантов.


И если белые не шибко-то выступали в образе ревнителей чистоты русского языка, то что уж говорить за красных? Например, в этом историческом номере «Советской Сибири» на одной странице снова три разных написания названия города: с дефисом, с пробелом и слитно.


После переезда в 1921 году редакции «Советской Сибири» в Ново-Николаевск, дефис из названия выпал окончательно. Ну, а если в сознании масс город уже потерял свой «лишний дефис», то зачем его вводить снова? И с 1921 года в советских газетах уже писался только один вариант – без дефиса. И говоря об итогах 1 съезда Советов Сибири, выдвинувшего вопрос о новом названии города, «Советская Сибирь» от 10.12.1925 года пишет о переименовании Новониколаевска в Новосибирск. Тем не менее, бюрократичный ВЦИК подошел к вопросу более грамотно и, исправив ошибку крестьянского съезда, переименовывал наш город в 1926 году все же именно из Ново-Николаевска в Ново-Сибирск (см. параграф №73).



Газетчики о том не знали и так спешили за сенсацией, что еще за два дня до официального переименования - 10.02.1926 «Советская Сибирь» оповестила читателей о новом названии города. Следом новость с орфографической ошибкой написания подхватили другие городские газеты.


Официальные документы из Москвы, пришедшие только через 12 дней уже не смогли остановить искажения. Видимо, не шибко и надо было.



Все, дефис Ново-Сибирска канул в прошлое, так и не родившись, и только обстоятельные железнодорожники сначала запросили у властей письменное уведомление о новом названии, а лишь после сделали новую вывеску на железнодорожную станцию. И заметьте, вывеска была написана грамотно, что подтверждает результат официального ответа на запрос.



Поначалу в документах по-прежнему значились и Ново-Николаевск, и Ново-Сибирск, потом они исчезли и здесь, а де-юре город сохранял написание через дефис еще 66 лет - до 1992 года, пока городским собранием депутатов не был принят первый Устав Новосибирска, являющийся ныне (хотя и в поздних редакциях) для города «актом высшей юридической силы», где опять же по революционной запарке начала 90-х машинально солгано: «Статья 2.1. Город Новосибирск и его статус: 12 февраля 1926 года город Ново-Николаевск переименован в город Новосибирск».

Вот такая история с географией (то есть с дефисом). Я ни в коем случае ни призываю кого-либо и что-либо переименовывать обратно – просто историческая ремарка. Чтобы знали.

PS: в статье использованы кадры из фильма «Как зовут Новосибирск» т/к NTSC.
Array
(
)

Оставить комментарий