Цитата дня
«Даже я видел, что черная туча подошла к Москве. Но откройте окно, вы, чиновники Росгидромета, чего вы не предупредите, что через 20 минут начнется сильный ливень? Он начался! Разогнать Мосгидромет! Разогнать! Уволить!»

Председатель партии ЛДПР Владимир Жириновский после того, как попал под дождь и сильно промок.

Елена Рудзей: о Бахе, современных балетах и классической музыке

Виктор Козодой, 17 сентября 2015

Доцент Новосибирской государственной консерватории, дирижер и один из руководителей "Лаборатории новой музыки" Елена Рудзей рассказала о том, насколько популярна классическая музыка  в Новосибирске,  можно ли сделать классическую музыку новой, и кто занимается ее популяризацией.

Расскажите о вашем проекте "Лаборатория новой музыки"?

Лабораторию новой музыки создал 5 лет назад молодой дирижер Сергей Шебалин. Через год появился Хоровой консорт лаборатории. Тогда же, при создании лаборатории был учрежден Международный фестиваль современной музыки "Сибирские сезоны", посвящённый 100-летию дягилевских сезонов и который в 2015 году проводиться уже 5-й раз в Новосибирске. Главным лозунгом "Сибирских сезонов" является лозуг Дягилева - "Удиви меня".

Фестиваль учредили три организации: Министерство культуры НСО, Новосибирская государственная консерватория и Сибирский центр современной музыки. Четыре года фестиваль жил неплохо – миллион в год Минкульт области нам давал. Этого категорически не хватало, но это было то, от чего можно было оттолкнуться и на что опереться. Мы были бы рады работать постоянно, но финансирование никто не может обеспечить. Все говорят о проектах Лаборатории – это ново, ярко, необычайно и очень сильно, но денег нет. Поэтому коллектив работает, к сожалению, в проектном режиме.

Кто выступает на этом фестивале?

В основном, эта наша талантливая молодежь, лауреаты международных конкурсов, есть ребята, приглашённые с концертами в Карнеги-холл например. Я вообще считаю, что Новосибирск – сложнейший город для самореализации музыкальных талантов. Когда мои ребята, ученики спрашивают: "а что дальше", я отвечаю - не знаю. Очень многие, лучшие, уезжают из Новосибирска…

Лаборатория за эти годы создала более 20 премьер, постановок, в том числе мировых премьер и всероссийских. Просто перечислю, что за это время было поставлено: Стравинский "История солдата" в том виде, в каком он ее в 1918 в Швейцарии задумал – с танцем, чтецом, живописью. В мире давно не ставили эту версию, все обычно играют просто музыку. Очень сложное произведение, до нас его в 1972 году Арнольд Кац делал, больше никто не берется. Сергей его сделал вместе с "Модерн-балетом" Татьяны Михель, с инсталляциями картин Шагала - получилось, и очень хорошо. Владимир Михайлович Калужский (Владимир Калужский, художественный руководитель Новосибирской филармонии - прим. редакции) тогда пригласил постановку в филармонию, потом провезли по городам Сибири – это было очень востребовано. Программа музыки А.Мурова и запись диска с его музыкой, "Парижские истории", А.Шнитке "Концерт на слова Нарекац", Мартынов, Стравинский, современные русские и зарубежные композиторы – много всего. В прошлом году мы сделали небывалый проект – поставили три балета.

Кто писал эти балеты?

Один из них написал русский композитор из Берлина Антон Сафронов, другой - специально для нас написал московский композитор Олег Пайбердин и третий балет написал наш новосибирский композитор Роман Столяр - хоровой балет, или опера для двигающегося хора. Такого в мире никто не делал. Мы отправили на "Золотую маску", они сказали, что это классно и здорово, что приедут к нам посмотреть, но на "посмотреть" у нас уже денег не было. Фестиваль создаёт проекты высокого класса, но никуда ничего не может вывезти. Фестиваль проходит. "Молодцы!" - и всё. Сложная ситуация.

В этом году Министерство культуры НСО денег выделить не может - страшное урезание бюджета. А на следующий год будет еще хуже. Но, тем не менее в ноябре в этом году состоятся два очень масштабных проекта, заявленные ранее. Министерство культуры помогает и залами, и рекламой, и чем может. Консерватория выделяет репетиционную базу. Мэрия Новосибирска очень помогла финансово – выделила грант.

И вот 5 ноября состоится – всероссийская премьера видеооперы Стива Райха "Три истории".  И для Новосибирска, и для страны это небывалая вещь, написанная по кинохроникам техногенных катастроф ХХ века и повествующая о безрассудном стремлении человечества подчинить природу технологиям. Первая история посвящена гибели дирижабля "Гинденбург", символа мощи Третьего Рейха. Вторая посвящена атомному взрыву и гибели атолла Бикини в период начала "холодной войны", а третья – актуальной теме клонирования и овечке Долли. Эта опера - разговор о том, куда мы идем, зачем. Это – очень большое предостережение человечеству.

Очень много серьёзных партнёров у нас в проектах этого года - в сложной ситуации помогают Гёте-институт, Альфабанк, журнал "Статус" и Росатом, Институт цитологии и генетики. Денег же культурным проектам сейчас катастрофически не хватает, все помогают чем только могут помочь. Фестиваль очень востребован. Мы уже получили разрешение на исполнение от Стива Райха, эксклюзивные права у лондонского агентства, репетиции идут. 5 ноября в концертном зале имени Арнольда Каца состоится эта небывалая премьера. 

Вы говорили о двух проектах.

Да. В это году исполняется 330 лет Иоганну Себастьяну Баху. Эту дату празднуют везде, повсеместно. В Новосибирске очень мало концертов посвящённых юбилею. А больших, грандиозных творений его не слышно в Новосибирске уже почти 20 лет, к сожалению.

А какое отношение Бах имеет к современной музыке?

Я мечтаю о возрождении Новосибирске школы барочной игры. При Арнольде Михайловиче Каце "большой" Бах звучал – приезжали дирижёры-"баховеды", хор и оркестр филармонии исполняли Высокую мессу, Пассионы. При Курензисе тоже звучало барокко, но когда он уехал, то увез всех, кого воспитал и кто владеет барочной исполнительской культурой. Новосибирск в этом отношении сейчас беден и пуст.. Здесь сейчас почти нет специалистов, которые владеют искусством барочной игры. Наши музыканты ездят Голландию, учатся этому за большие деньги.

26 ноября в ГКЗ имени Арнольда Каца мы исполняем наверное самую таинственную из произведений Баха – "Страсти по Марку". Партитура произведения почти не сохранилась, большая часть утеряна. Шесть композиторов более чем за 200 последних лет "дописали", восстановили эти пассионы. А голландский композитор Йорн Бойзен сделал последнюю редакцию и мы очень заинтересовались ею, за это зацепилась. Нам хотелось и барочную школу воссоздать, и чтобы Бах прозвучал в Новосибирске. Но как это увязать с современной музыкой? А вот так – современной редакцией Баха. Йорн Бойзен приедет сюда в ноябре и будет давать мастер-классы барочного исполнительства. Приедет большая интернациональная команда великолепных музыкантов – из Германии, Москвы, Перми, которые помогут нам в исполнении столь грандиозного сочинения. Я очень прошу новосибирцев не пропустить эти небывалые события, они не повторятся.


Array
(
)

Оставить комментарий