Цитата дня
«Его отличает хорошее знание русского языка, на стройке это крайне важно».

Спикер Государственной Думы Вячеслав Володин о предложении назначить Виталия Мутко на должность вице-премьера правительства России по строительству.

ТЫ СТАЛ БУНТАРЁМ И ДРОГНУЛА ТЬМА, ВЕСЬ МИР ТЫ ХОТЕЛ ИЗМЕНИТЬ…

Олег Горбулев, 18 декабря 2017
«Сколько людей – столько и мнений»! Автор изречения - римский драматург Публий Теренций Афр - намекает, что любая социально-общественная деятельность в людских сообществах, является сложнейшей конструкцией, основанной на балансе индивидуальных личных мнений. Тире в изречении - есть баланс!

Согласно ст.14 Конституции РФ, Россия пока ещё остаётся светским государством, да и останется, несмотря на некоторое количество «мнений», ратующих о возврате в тёмное «золотое» прошлое. В те времена, когда человек с палками-копалками впервые испытал чувства победителя природы, с соответствующим выбросом в кровь адреналина… Наличие статьи 14 в Основном законе означает, что все граждане страны имеют право выражать своё мнение по любым аспектам общественной жизни, если это не нарушает закон.
Граждане и выражают, да ещё, как выражаются - хоть святых выноси…



Недавно общался с одним позитивным человеком, занимающимся вопросами зоозащиты. В разговоре, желая поддержать подвижнический труд по поиску новых домов и хозяев для брошенных и бродячих животных, назвал его в качестве комплимента активистом-общественником. Лучше бы я этого не делал! Между нами моментально встала стена непонимания и отчуждения. Человек, который не может пройти мимо страдающего дворового пса или страдательного мяуканья ободранной кошки, неожиданно разразился негативно окрашенной тирадой.

- Олег! Я – не активист! Я – не общественник! Я это делаю, потому что спасение животных - моя потребность. Я это делаю, чтобы искупить свой позор, произошедший со мною в детстве! Каждый спасённый от гибели щенок, является хирургическим стежком на моей разорванной душе. Это моё спасение, а ты сравниваешь меня с какими-то активистами, патриотами, общественниками. Неужели ты не понимаешь, что эти слова стали ругательными?

Давайте поиграем в ассоциации? Большинству из вас, при слове общественник, явно «поплохеет». У кого-то зачастит пульс, у кого-то застынет на губах непечатная фраза, некоторых, как пресловутым медным тазом, накроет образ человека с всклоченной причёской, безумными глазами и ужасной речью, где главным связующим словом становиться «доколе» и «остановим беспредел». Что-то смутное, невротическое и предвещающее опасность. Придя в себя от секундного замешательства, конечно, чтобы не выглядеть мизантропами, мы начинаем произносить внедрённую СМИ в голову манипулятивную мантру: «Да, они вроде хорошие, да они делом занимаются», – скрещивая при этом в кармане штанов фигу и испытывая желание смачно поплевать через левое плечо.

Современные нейролингвисты отмечают смысловое и содержательное изменение слов активист, общественник - на прямо противоположное. Если пять лет назад представленные словоформы указывали на деятельного, неравнодушного и мобильного человека, а в характеристиках преобладали позитивные черты, то сейчас усматривается агрессия, принуждение, угроза. Все изменения происходят от того, что в общественном понимании представители активного решения возникающих проблем становятся сутягами, рэкетирами и… профессиональным поприщем. Да, профессией, сродни профессии столяра, педагога, продавца - где труд не является бесплатным, и оплата производится из расчёта почасового оклада и стимулирующих выплат. На общественном активизме в мире пост-правды - применяя рэкетирские технологии - оказывается можно замечательно заработать и самоутвердится.

Появляющийся негатив связан с глубинным самосознанием россиян. Мы все и всем обязаны обществу. Паттерн – скрепа и наше все, что неудивительно для бескрайних просторов страны и многообразия культурных традиций. Саксонский индивидуализм бриттов или франкский снобизм – не наш путь. Являясь жителями непредсказуемого по природным условиям Севера, где без поддержки соседей невозможно выжить, где социальные законы нашего бытия нанизаны на объединяющий пространства стержень государственного коллективизма, выскочки и возмутители спокойствия вызывают глубокое, инстинктивное отторжение. Так работает родовая память. Любое кричащее (даже «по делу») и указующее «что делать» существо является чужаком.

Ход принятия важных решений отработан веками. Настоящий северянин, не только русский, но и татарин, пермяк, саха, бурят, башкир или ижорец – коренные народы, живущие в России, - имеют общие добродетели и укоренённый в массовом сознании яркий, пластичный образ мудреца, дающего верные и своевременные советы. Образ серьёзного, степенного, правильного, глубоко рассуждающего и «копающего» проблему человека, рассчитан на доверие. Человек, который вначале семь раз подумает, а только потом раз отрежет. Но - навсегда!

Только чрезвычайные, возмутительные и угрожающие ситуации заставляют его выходить на площадь и выводить народ. Выходит он с дубиной красноречия и, конечно же, не подражает жизнелюбивым представителям Романской цивилизации, способным в минуты волнения и несправедливостей веселиться, кидать какашки в предмет или явление, оскорбляющие его принципы и петь при этом оскорбительные частушки.


 
Возникает интересная коллизия. Для того, чтобы развиваться и совершенствоваться, любым институтам власти как воздух нужна поддержка, общественная инициатива, контроль, сотрудничество, приводящее всех и вся к устраивающему компромиссу. Однако, компромиссы - продукт развитых институтов гражданского общества, увы, находящихся в наших палестинах, в зачаточном состоянии.

Власть собственными руками создаёт всевозможнейшие общественные советы, движения, группы, которые нужны ей для легитимизации своих решений, но качество работы и состав таких объединений всем прекрасно известны. «Удобное», в большинстве своём означает «рабское» и «серое».

С противоборствующей стороны возникают объединённые какой-либо конкретной проблемой, бедствием, несправедливостью, «самодеятельные» быстрораспадающиеся коалиции граждан, которые довольно часто радикализируются и используются политиками для решения своих личных задач.

Третий формат, зависающий между представленными силами, - корж объединений, научившийся извлекать пользу из противостояния двух крайних и занимающихся решением исключительно социальных противоречий и оказывающих поддержку - в зависимости обстоятельств - тем либо другим.

Если рассматривать гражданское общество в виде тортика, то выявляется интересная кулинария. Выпечка тортика общественного благодушия – процесс индивидуальный: в каждом регионе, городе, селе он получается разным на вкус, расходится по рецептуре и технологии. Ингредиенты одинаковые, а рецептуры разные.



Между представленными коржами - для благости картинки - есть воздушные зазоры, которые необходимо заполнить кремом, а также украшающие тортик всякие вишенки, розочки, карамельные финтифлюшки, состоящие из людей, являющихся признанными авторитетами или экспертами. И вот тут начинается самое интересное!

Крем можно сбивать по-разному, но в Новосибирске, кроме апробированных временем и высокотехнологичных кремосбивалок, используется и архаика, – «брось лягушку в кувшин с молоком, она к утру все тебе и сделает». Большинство известных в городе общественников, являются именно такими лягушками- квакушками. Попасть на работу «лягушкой» может каждый. Любая система, даже настроенная на производство благодати, плодит и недовольных. Сливки тоже имеют свой срок годности, как и совесть кондитеров…

В Новосибирске, общественная жизнь бьёт родниковым ключом и зачастую прямо по голове. Общественники, наряду крышей Оперного и научного центра, являются изюминкой и характеристикой города на Оби. Город бурлил и бурлит со дня своего основания. Причин множество, но главной является отдалённость от московских администраторов и особая критичность, пестуемая ежедневно наличием разницы культур его обитателей и осознанием своего особого пути.

В Новосибирске особенно ярко высвечивается разность потенциалов и, если приобрести розовые очки, то моментально становится видно, к примеру, чем Левобережье отличается от Правобережья, вплоть до ощущения, что это разные города. Такая же история с административными районами, округами, улицами и даже дворами. Ассоциация: всего лишь 2 километра, но какая разница между центром города и Лесоперевалкой, Академгородком и микрорайоном «Щ», улицей Ленина вначале, и в конце… Это наследие прежней и погибшей страны, где модно было селить людей по профессиональному признаку: химики к химикам, рабочие к рабочим, военные к военным, всякие «понаехавшие» - за городской околицей… Незримые границы между районами-кварталами существуют и никуда от них не деться.


 

Естественно, существующие разницы порождают микроскопические отличия в мироощущении горожан, что ведёт их к сплочению не только по географическому признакам, но и по инфраструктурным, транспортным, социокультурным и даже философским. Все это консолидирует нет, не общая культура - она у нас «сдохла», - а власть, которая выбрана большинством населения козлом отпущения. В этом состоянии есть и немалая вина самой власти, до последнего момента разделявшей ради забавы общество: на «чистых» и «нечистых», наших и не наших, «коммуняк» и «этих»...

Соответственно, такое состояние дел является питательным бульоном для возникновения всевозможнейших общественных инициатив и групп людей, продвигающих актуальную повестку.

Новосибирские общественники и темы, объединяющие людей, - разные. Фонды и организации защиты животных, прав детей, инвалидов, исторического наследия, которого у нас с гулькин нос, обычаев, веры, зелёных насаждений… Но в последнее время из пёстрого разнообразия мнений, идей, увлечений, горожан выделяется группа людей превращающими благородное «хочу служить людям», в свою продовольственную базу и ареал обитания. О них и поговорим.


 
Лично для меня, любой общественный проект или движение, обязательно должен иметь результат. Результат, который можно потрогать, о котором говорят, который изучают и который невозможно спрятать, маскируя лавиной слов, восторженного пиара и липовых отчётов.

К примеру, фонд помощи животным. Встретившись с активистами, любой человек может поинтересоваться декларируемым принципами на соответствие, а общественники без красивых слов, тут же, предложат посмотреть, как и в каких условиях проживает найденная в подвале кошка Мурка.

Общественные организации инвалидов. Когда ты приходишь к ним - даже с праздным интересом - люди не скрывают, а говорят: вот мы собирали деньги на лечение ребёнка. С ним произошло то-то и то-то. Посмотрите – здесь он играет со сверстниками, здесь наслаждается детством и все это - после тяжелейшей операции, на собранные с вашей помощью средства.

Или смотрите – вот наш новый бассейн, новый дом, кардиостимулятор, инсулиновая помпа… Или: мы отстояли сквер, раскрасили в радостные цвета улицу, научили пожилых пользоваться айфоном… Или: мы проводим лекции, показываем редкое кино, учим танцевать, сближаем и знакомим одиноких… И такие «или» - квинтэссенции рукотворного волшебства и чудес - происходят в городе ежеминутно! Правда, об этих чудесах мы мало знаем. Пресса не очень жалует малые дела…
Таких волшебников-общественников я обожаю!

Общественники в достижении своих целей и убеждений становятся твёрже алмаза, и никакие «злые» силы им не страшны. Главное, что своим позитивом и открытостью они способны противоборствующего соперника сделать другом и соратником.

Соперник = соратник!


 

Однако, в этой благостной картинке существуют и зловещие силы. Помните, любая общественная деятельность должна приносить результат и не важно, какой именно потенциал в этом результате заключён. Минус! Плюс! Нейтрал! Минус, но со знаком плюс… и конечно же, наличествуют поражения, взлёты, падения, «нам не дано предугадать…», убеждённость, а главное - поиск новых путей! Это – жизнь!
А зловещие силы? Там характеристика едина. Много шума из ничего! Много шума … и ничего… Лишь пустота, многословие и примитивнейший расчёт, рядящийся в перья добродетели…

На крупных успехах общественников-сподвижников, реально занимающихся жизненно необходимыми проектами и получаемых народное признание, которое легитимизирует их правовой статус, в последние пару лет начали появляться паразиты: шайки граждан, зарабатывающих на несовершенстве взаимоотношений, закона, чести, обязательств и долга. Этакая ржавчина сегодняшних будней, имеющая своё воплощение в реальных, физически существующих людях.

Таких объединений- паразитов в городе несколько, но самая заметная группа Митрофанов – Кириллов – Носов. Заметная, увы, не по конкретным делам, а по умению быть в каждой дырке затычкой. Кричащая, следящая, помыкающая. Умения, ни в коем случае не относящееся к пиару, скорее, к желанию лишь бы говорили, а что – не важно. И по устремлениям - всего лишь кем-то казаться… Пустышки в яркой конфетной обёртке.

Кстати, многие чиновники уже раскусили алгоритм команды и шутливо отвечают на вопрос: вот Кирилов с Митрофановым говорят то, делают сё…
- Ах, эти? Поорут и перестанут…

Но на деле, представленная группа горе-общественников призвана размыть смысл и предназначение любого активного предложения, придав им элементы клоунады, фанфаронства и бессмысленности. И это неудивительно – за это щедро платят. Хотите продвинуться по службе или в бизнесе, стать героем обсуждений - закажите против себя или подарите сопернику пикет и будет вам «щастье». Ребятки не утруждаются понятиями совести, не рефлексируют. В паразитах причинно-следственные связи нарушены. Там инстинкты - хватай и убегай. Главное - выскочить с будирующим общество заявлением, пропеть своё «ку-ка-ре-ку», скомкав победное «ку» и… бегом «в кассу». Троица, потоптавшись и набив руку в писании кляуз и пасквилей в чудовищном по вранью «делу Пыхина», снизила свою капитализацию и теперь работает в большинстве случаев часто «за спасибо», внося в свою, с позволения сказать «работу», элементы личной мести и желанием остаться в информационном поле.


 
«Считаться кем-то, или кем-то быть?
Быть смелым, или делать вид, что смелый?
Ты жертвовал, творил, умел любить,
Или об этом лишь вещал умело,
Робея самому себе признаться,
К чему стремишься: быть или казаться?..»

(Андрей Макаревич)

Но «быть» – страсть как хочется. Непреодолимые обстоятельства прежних ошибок, тянущих на дно жизни, не позволяют расправить крылья. Хочется летать в небесах орлом, а крылья, увы, уже подрезаны поступками, вот и приходится нарезать круги по птичьему двору. Вместо гортанного клёкота, лишь жалкое ко-ко-ко… Нужно мстить удачливым. Нужно ежедневно «набрасывать на вентилятор», иначе забудут и превратишься в старую, забытую клизму в чулане… Будучи, отвергнутыми людьми, сильными мира сего, серьёзными бизнесменами, думающими согражданами… так мы, сделаем им гадость, сразу вспомнят и «к сердцу прижмут - к чёрту пошлют…». Мы будем записывать обращения, писать письма, ходить на встречи к чиновникам и лгать, лгать, лгать… Все равно законы по защите репутации в государстве не работают и максимум, чем им это грозит - только моральное осуждение. Есть же спасительное: «плюй в глаза, все Божья роса…» и не важно, сколько раз тебя хватали за …, тьфу лапу, уличая в нечестности, подлоге, оскорблении…

В этой занимательной психиатрии наши лягушки-попрыгушки усвоили один важный урок: крик «держи вора» помогает эффективней чистить карманы простофиль. Добровольными помощниками шайки общественников становятся «ленивые» журналисты. Зачем искать информацию, когда тебе её принесут: заботливо, на блюдечке, с парой купюр мелкого достоинства. Нужно только подписаться на страницы социальных сетей наших «героев» и они, как агрегаторы специфических новостей, принесут тебе все упакованное в блескучую бумагу. А мы напишем… и пишут, надувая по сути ничего не значащий пузырь узнаваемости паразитов. Журналист сэкономил своё время, а троица получила «упоминание и цитируемость», которыми потом щеголяет у заказчика. Поэтому личный пиар у троицы стоит превыше других приоритетов, которых, впрочем, просто нет...

Стоит в городе чему-нибудь случиться, как дежурная команда «поджигателей» уже усиленно дует в затухающие головёшки. Троицу привлекают конечно же громкие дела. Выселяют за долги старуху? Нет, помогать не будем - что с неё возьмёшь. Выгоняют детей из кружка - и тут нет наших защитников. Погибает человек по чьей-либо нерадивости… ау!.. - а в ответ тишина. Но стоит в городе приключится происшествию, в котором завязаны известные люди, чиновники, политики - троица уже тут как тут. Летят обращения, пресс-релизы, открытые письма, раздаются налево и направо интервью, озвучиваются прогнозы, не имеющие к случившемуся никакого отношения… И никому не интересно, что уже во всю работает кризисная группа, пытающаяся нивелировать последствия и разбирающаяся в причинах происшествия.

У наших «героев» есть даже разделение труда. Время сейчас высокотехнологичное - требует усидчивости и внимания. К примеру, один связан с инсайдерами из полиции, налоговой или другими властными структурами. Ему «сливаются» материалы дела, говорят о будущих событиях и намекают кого надо покусать. Второй за годы отсидки научился мастерски писать запросы и занимается больше эпистолярным творчеством, а также «наведением мостов» с потенциальными клиентами. Ну а третий бегает по всевозможнейшим тусовкам и пиарится, пиарится, пиарится…
Хочешь «пpeccaнyть» конкурента — вы знаете куда звонить. Главное, уметь торговаться и выбрать из широчайшего списка услуг то, что будет действенным именно в вашей ситуации. Пикет, небольшой митинг, «немые» прозвоны, акции, звонки с незнакомых телефонов, жалобные письма, «наехать», озвучить угрозу и прочее. Прайс чёткий и без разводов: ведь «пацаны» научены горьким жизненным опытом отвечать за свои слова. Сразу предупреждаю заказчиков, если бандитскую ОПГ могут достаточно быстро «закрыть», то группу общественников – нет. Но в обмен на устранение «неприятностей», они расскажут «интересантам» кое-что и про вас. И явно не о вашей бескорыстной любви к морским котикам и бурым мишкам.


 

К сожалению, реальная жизнь далека от идеала. Слабостью объектов травли горе-общественников является полная правовая незащищённость. Я не выступаю адвокатом власть имущих - там действительно есть люди, поставившие свои личные интересы над государственными, – но, существует этика общения и система доказательств.

Любой может подойти и облить помоями непонравившегося чиновника. Главное, при этом кричать: воры, воры, воры… Власти пора подумать над этим щекотливым прецедентом. К примеру, кричать «воры-воры», можно только после встречи конфликтующих сторон и - если позиции не прояснились, - то тогда, активистам можно смело надевать на флагшток своё мнение и выходить на пикет с требованием «Доколе!».

Хотя… моё предложение является чистой воды идеализмом – коррупционная составляющая может увеличиться в разы и даёт законный шанс «порешать» проблемы нечистым на руку активистам. Над механизмом стоит подумать и приспособить его к современным реалиям. Вполне уместно - после заявления или подмётного письма - публиковать в открытом доступе документы проведённого расследования, тем самым выбивать почву из-под ног шантажистов. Любое замалчивание даёт необходимую энергию мечу и, главное, оралу шантажистов.

Находясь в системе власти, человек не может позволить себе простое человеческое удовольствие подойти и что-то сделать физическое с клеветником. Более того, он не может воспользоваться и законными методами, к примеру, обратиться в суд, к третейским арбитрам или даже к совести оскорбителя - система этого не приветствует!

Система говорит: уважаемые оскорблённые, терпите. Вы знали, на что идёте и это является профессиональными издержками. Если же вам невмочь, то выходите из системы и давайте бой клеветникам, а раз на вас получен сигнал, то мы обязаны проверить по полной. И проверяет! Создаются комиссии, назначаются внутренние расследования и… полетели клочки по закоулочкам… Имярек краснеет-бледнеет, хватается за сердце, пишет бесконечные объяснения, не спит ночами и, главное, запускает свои должностные обязанности - а это уже бьёт напрямую по общественным интересам.

А у троицы праздник! Вот видите, мы же говорили… Софиты телекамер, восторженная пресса и рукоплескания! А вот то, что говорили, никому не досуг проверить. Да и что там происходит с «виновником» - всем глубоко безразлично. Гидра повержена! Главное попасть в струю, словить хайп и получить свои лайки и… отработанные «бабки». А тем временем, комиссии с уполномочиями, изучив с «затаенным дыханием», «на просвет» жизнь проверяемого - вплоть до минуты зачатия - и не найдя ни на гран нарушений, даже не почувствовав «запаха серы», приходит к выводу, что имярек не виновен и все его действия носили правовой и логичный характер.


 
Но тут наша троица разражается воплями! Кар-кар-ка-ррр-у-у-у-п-ци-я-я-я! Свой свояка! Караул, люди добрые, смотрите, что деется! Все куплены! СМИ в панике разбегаются, софиты выключаются, а наши горе-общественники, в буквальном смысле, начинают преследовать жертву. Не дай Боже, жертва выйдет из дома в красном шарфике, цвет которого не нравится к примеру г-ну Кириллову или подаст пять рублей нищенке, чем вызовет глубокие моральные страдания Митрофанова. Знайте очередной донос полетит на страницы Фейсбука и во всевозможнейшие учреждения.

Таких в старину называли оглашенными и применяли меры медицинского воздействия. Но, сами понимаете, времена карательной психиатрии канули в лету. Хотя, в некоторых случаях современности, она могла проявить себя как благо и вынужденная мера социальной защиты людей от паразитов.

Болезненной социальной активностью отличаются те, кого нередко называют «городскими сумасшедшими»: люди демонстративные, истеричные, любящие быть в центре внимания, постоянно провоцирующие публичные склоки и свары. Скандальную протестную деятельность ведут также «вечные революционеры», понимающие только язык борьбы, проплаченные провокаторы из числа наёмников политических сил или бизнес-структур, работники спецслужб, всякого рода дельцы, которые решают свои проблемы, прикрываясь красивыми лозунгами. Встречаются также закомплексованные неудачники, стремящиеся самоутвердиться за счёт других. К счастью, нормальных, адекватных и просто хороших людей в общественной жизни нашего города намного больше. При этом, как ни парадоксально, именно они часто становятся мишенью для нападок и необоснованных обвинений.

Для того, чтобы не быть предметом манипулирования и не испытывать изжогу, городскому сообществу пора вести каталог своих общественников. Постараюсь в рамках эссе, на конкретных примерах и документах, рассмотреть истинные причины «деяний» упомянутой троицы. Составить, скажем так, «творческие» портреты городских бесов. Для полноты картины сбрасывайте свои наблюдения на почту ngmutv@gmail.com.

 Продолжение следует!..
Array
(
)

Оставить комментарий