Posted 29 сентября 2015,, 06:11

Published 29 сентября 2015,, 06:11

Modified 18 августа 2022,, 19:50

Updated 18 августа 2022,, 19:50

"Живая библиотека": непридуманные истории

29 сентября 2015, 06:11
В Новосибирске прошел интерактивный проект "Живая Библиотека".

Почему иностранцы переезжают в Россию? Кто такие харизматы? Что животные знают о смерти? Зачем общественники идут в депутаты? Почему Тимофей Кулябин решил сделать чеховских героев глухонемыми? Вредны ли на самом деле продукты с ГМО? Калейдоскоп вопросов, целая коллекция историй и реальных судеб пронеслись перед читателям необычной библиотеки. В Новосибирске прошел интерактивный проект "Живая Библиотека". "Живая Библиотека" проводится в Новосибирске с 2011 года. Организаторами являются общественно-политическое движение "Реформация" и Новосибирская государственная областная научная библиотека. В роли книг здесь выступают люди, а чтение заменяется живым общением. В этом раз читатели смогли пообщаться с ученым, телеведущим, бывшим наркозависимым, американкой, иммигрантом из Аргентины, матерью-одиночкой, которая живет в приюте, харизматом, актером, руководителем благотворительного фонда и депутатом. Ученый-биолог: "Любите яблоки – выбирайте червивые!" Одной из самых популярных живых книг стала ученый Софья Пантелеева. Софья является сотрудником Института систематики и экологии животных СО РАН и занимается исследованием поведения животных на примере червей, муравьев и грызунов. Однако по большей части читателей интересовали вопросы, связанные с другими животными, – кошками, собаками и, конечно, людьми. Наделены ли наши питомцы разумом? Могут ли они чувствовать то же, что и мы? "Конечно, у животных есть интеллект, - говорит ученый. – Как и у человека, поведенческие признаки собак или кошек постоянно эволюционируют. Вспомните: когда мы приходим домой, собака радостно прыгает и пытается нас поцеловать. Что это значит? Взрослые волки, возвращаясь в логово, срыгивают пищу в пасти своим детенышам. Щенки тянутся ртом ко рту родителя, и это является сигналом для взрослых особей. Почему же взрослые собаки ведут себя, как щенки? Дело в том, что у собак растянутое детство на весь онтогенез, то есть период жизни". Когда собаки дают лапу или кошки перебирают лапами, это значит, что они хотят получить удовольствие: чтобы вы их погладили или покормили. Объясняется это тем, что в грудном возрасте щенки и котята во время питания массируют соски матери, чтобы выделилось молоко. Способны ли животные любить? В качестве ответа на этот вопрос ученый привела в пример любопытное исследование. Хозяев просили смотреть в глаза своим собакам. Оказалось, что во время визуального контакта и у человека, и у питомца происходит выброс окситоцина – гормона, который заставляет мать испытывать чувство безграничной нежности к ребенку. Что животные знают о смерти? Некоторые приматы понимают человеческую речь и могут общаться с людьми на языке-посреднике (например, изъясняться жестами). В ходе эксперимента ученые выяснили, что шимпанзе испытывают привязанность друг к другу и к человеку, способны не только чувствовать, но и мечтать о будущем. Когда умер один из подопытных, его "соседка" спросила: "А где Майкл?". Ей ответили, что он умер и объяснили, что это значит: "Его больше нигде нет, ты его никогда не увидишь". Обезьяна спросила: "Я тоже умру?". После утвердительного ответа она надолго задумалась и сказала: "Это очень плохая шутка". Ответила ученый и на животрепещущий вопрос о вреде ГМО: "Не считаю, что ГМО вреднее пестицидов и гербицидов, которыми обрабатывают растения, которые не содержать ГМО. Многие европейские страны, в которых введен запрет на генномодифицированные продукты, сегодня пересматривают свои позиции. Представьте, на выращивание 1 кг картофеля приходится 7 кг пестицидов, то же касается и фруктов - отмечает Софья. – Так что, если любите яблоки, выбирайте червивые!" Сектант: "Приходил к нам ОМОН, но вспоминать не хочется" Петра и других прихожан его церкви называют харизматами, но чаще – просто сектантами. "Мы себя так не называем, но не имеем ничего против. Харизматы, как и мы, верят в дары Святого Духа. А секта – это всего лишь сектор веры", - говорит Петр. Духовный путь Петра начался, как это нередко бывает, с потери близкого человека. 12 лет назад у него умерла жена, и он стал искать смысл жизни в тонких материях. "Сразу после похорон мне предложили покреститься. Я поехал в православную церковь, но вообще не соображал, что происходит. Состояние было депрессивное. Обращался к парапсихологу. Меня там изуродовали. Наговорили, что я буду великим человеком. Потом попал к колдуну второй гильдии, он меня еще больше изуродовал. Я понял, что заблудился и пошел снова к православным, они говорят, надо причаститься. Но на утро я не дошел до церкви, у меня психика развалилась. Потом оказался в протестантской церкви. Душепопечитель массажировал мне спину и рассказывал о Господе, Библию подарил… Он положил руки мне на спину, помолился за меня, боль пронзила, но на утро я выздоровел. Чудо свершилось!" Одной из отличительных черт харизматического движения является практика глоссолалии – молитвы на иных языках. Считается, что во время религиозного экстаза верующие начинают говорить на языках, которыми в обычной жизни не владеют. Корреспондент Atas.info попросила Петра продемонстрировать это умение, однако не смогла уловить ни одного мало-мальски знакомого корня, да и Пётр не знает, что это был за язык. "К православию я отношусь хорошо. Правда, там много религиозности. А вот они нас недолюбливают. Бывают на нас и гонения. В реабилитационный центр как-то ворвался ОМОН, но вспоминать об этом не хочется. Спрашивают у наркозависимых: "На волю хотите? Уходите" Конечно, кто-то ушел, они же еще не излечились". Актер "Красного факела": "Билеты в театр не покупал ни разу в жизни" Актёр театра "Красный факел" Илья Музыко рассказал о премьерном спектакле "Три сестры" в постановке Тимофея Кулябина, где Илья исполняет роль Андрея Прозорова. Главной особенностью спектакля стало то, что актеры общаются друг с другом на языке жестов. Подготовка к спектаклю велась 2 года. С актерами работали приглашенные эксперты – слабослышащие люди. "Есть нафталиновое мнение, что герои Чехова постоянно говорят и друг друга не слышат. Этот спектакль поставлен не для того, чтобы это подчеркнуть. Наоборот, наши герои начинают слышать друг друга, - говорит Илья Музыко. – Я не могу сказать реплику в спину, а должен удостовериться, что человек сейчас будет на меня смотреть – меня слушать. Обычно мы слышим реплику и что-то делаем. Здесь невозможно услышать реплику, можно только ее увидеть. Играя глухого человека, я заметил, как обостряется слух на спектакле. Нельзя пропускать ни звука: например, двинулся стул – и это может быть сигналом к моему действию, при этом мы должны вести себя так, будто ничего не слышим. У всех актеров, занятых в "Трёх сестрах, как мне кажется, очень сильно развилось периферическое зрение. Этот спектакль – такой большой тренинг, который требует высокой концентрации внимания. Есть еще один секрет – в декорациях у нас спрятано 5 мониторов, которые видим только мы, актёры. На них выводится то, что происходит на сцене в данный момент". В ходе работы над ролью Илья Музыко наблюдал за тем, как общаются слабослышащие люди. "Однажды полчаса шел за девчонками, которые говорили на языке жестов. По-моему, даже немного напугал их, хотя старался делать вид, что иду по своим делам", - рассказывает актёр. "Три сестры" стали для Ильи Музыко первой совместно работой с режиссером Тимофеем Кулябиным. "Меня поразило то, как тщательно режиссер готовится к репетициям, - говорит Илья. – "Три сестры" – технически сложный спектакль, длится 4,5 часа. Актеры общаются на языке жестов, а оператор перелистывает титры. Каждый прогон снимался на камеру, после чего режиссер нас отпускал, просматривал всё внимательно на видео и на следующий день каждому давал полный список замечаний. Весь спектакль выстроен как математика, все просчитано, очень жесткий рисунок. Это заслуга режиссера. При этом на репетициях всегда царит дружеская атмосфера. Спектакль создается в сотворчестве". Из "нефакельских" премьер Илья Музыко порекомендовал читателям побывать на моноспектакле Артёма Находкина "Комната №56" и неожиданно для всех признался, что ни разу в жизни не покупал билеты в театр: мама актера работала в администрации "Красного факела", поэтому Илья с детства находился в театральной среде, затем пропуском на спектакли служил студенческий театрального института, а сегодня – сама профессия. Депутат: "И тут-то я поняла, что мне устроят кузькину мать" В качестве книги на "Живую библиотеку" была приглашена независимый депутат Горсовета Наталья Пинус. Наталья выиграла праймериз "Единой России", но отказалась выдвигаться от партии на выборах. "Пришлось даже с Неверовым общаться (Сергей Неверов – секретарь генсовета партии "Единая Россия" – прим. автора). Когда я заявила, что не собираюсь выдвигаться ни от "ЕР", ни при поддержке "ЕР", на меня так обозлились. Тут-то я поняла, что мне устроят кузькину мать". "Кузькина мать" явилась 11 сентября, накануне дня тишины, в виде "дополнительного" номера предвыборной газеты Натальи Пинус. "На первой полосе мой портрет и портрет Алексея Навального. Тут же за меня якобы агитируют Чубайс, Собчак, Мария Гайдар. Большая статья про Крым, про то, что его нужно отдать. Сделан коллаж наших фотографий, грамотного смикшированы мои тексты из "Фейсбука" с текстами, которые не имеют ко мне никакого отношения. (Я всегда была вне политики и продолжаю считать, что работать можно с разными людьми во всех партиях). В это же день на машины расклеивали плакаты со мной и Навальным, причем клеем, который не отмывается. Что было делать? Написала опровержение у себя на странице в "Фейсбуке", это как-то мобилизовало моих избирателей. Отличительной чертой моей кампании стало то, что она проходила не только в офлайне, но и в социальных сетях. Многие говорили, что это бесполезно, что эта аудитория никогда не ходит на выборы, но мне удалось превратить лайки в реальные голоса". Иммигрант: "Русские не понимают, почему люди из других стран хотят жить в России" Густаво приехал в Россию из Аргентины. Сюда его привела любовь и, как ни странно, стремление к покою. Густаво – видеорепортер. На протяжении своей карьеры работал в 8 странах, в том числе в Югославии, во время военного конфликта. "Мы поехали туда в качестве журналистов-фрилансеров. Снимали репортажи и продавали их разным изданиям. Как оказалось, большая часть наших материалов выкупалась, чтобы эти кадры никогда не были показаны, - вспоминает Густаво. – После этого я не верю в новости". Помимо разочарования в новостях Густаво ждали долгие месяцы в плену, гибель друга, который был смертельно ранен осколками бомбы, и потеря отца – о его кончине на родине Густаво узнал только по возращении домой. Полтора года Густаво живет в Новосибирске. Здесь у него семья (жена Наташа и маленький сын Дима), работа на телевидении и долгожданное счастье. "Часто русские не понимают, почему люди из других стран хотят жить в России. Это так удивительно, - говорит Густаво. – В Аргентине у меня был дом и машина. Здесь у меня только маленькая комната, но нигде я не чувствовал себя так спокойно, как здесь!"

"