Posted 8 декабря 2017,, 16:48

Published 8 декабря 2017,, 16:48

Modified 5 августа 2022,, 12:08

Updated 5 августа 2022,, 12:08

КТО ПОСТРОИТ ЧЕТВЕРТЫЙ МОСТ, ИЛИ «АНДРЕЕВ ПЕРВОЗВАННЫЙ»

8 декабря 2017, 16:48

6 декабря в Москве было подписано концессионное соглашение о строительстве четвёртого моста через Обь в Новосибирске. Подписание состоялась во время работы XI-го Международного форума «Транспортная неделя – 2017».

В присутствии министра транспорта России Максима Соколова и временно исполняющего обязанности губернатора Новосибирской области Андрея Травникова, подписи под документом поставили от имени Новосибирской области – временно исполняющий обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства региона Анатолий Костылевский, от имени концессионера – глава Группы «ВИС» Игорь Снегуров.

Страсти и споры вокруг строительства четвертого моста были долгими и жаркими, а сам проект в Новосибирске был принят, мягко говоря, неоднозначно. Напомним, что первый громкий скандал вокруг проекта был связан с объявленной региональными властями неадекватно высокой стоимостью реализации этого проекта – без малого 100 миллиардов. После возмущения депутатов Заксобрания смета вдвое похудела. Позже предметом спора становилось само место строительства – в створе Красного проспекта и Каменской (Ипподромской) магистрали, своевременность строительства, условия концессионного соглашения (предполагается, что мост будет платным) и многие другие проблемы, связанные со строительством четвертого моста (Atas. info ранее писал об этом в публикации «Мост конфузов» и других).

На проблему строительства четвертого моста в Новосибирске уже никто не пытался взглянуть как положено для таких инфраструктурных объектов – с горизонтом планирования в 20-25 лет. Тема стала довольно коньюктурной и политизированной. В зависимости от этой самой коньюктуры, те, кто ранее был не против строительства и поддерживал его, неожиданно «прозревали» (в миру про такие случаи говорят – «переобувались») и записывались в противники – как новосибирский мэр Анатолий Локоть, который 5 декабря вдруг стал «убежден: появление ещё одного мостового перехода само по себе, без соответствующей инфраструктуры, не решит транспортные проблемы города». С одной стороны, тянуть с окончательным решением по строительству моста было уже нельзя, с другой – врио губернатора Андрей Травников наверняка был крайне ограничен в выборе вариантов решения проблемы. Точнее, как кажется, вариант у него был один – подписать концессионное соглашение, смягчив его условия, делая их более приемлемыми для региона.

Именно так он и поступил. После подписания Травников, комментируя условия подписанного соглашения о строительстве четвёртого моста в Новосибирске, заявил, что удалось добиться от концессионера более выгодных для региона условий: область получила возможность отложить расходование средств из регионального бюджета до того момента, как будет подтверждено выделение федеральных денег - это даёт возможность избежать риска неэффективного расходования средств областного бюджета и вхождения в долгострой (если вдруг федеральное финансирование прекратится). Кроме того, теперь предусмотрена возможность расторгнуть концессионное соглашение без ущерба для бюджета Новосибирской области. Если в течение двух лет средства федерального гранта на строительство моста выделены не будут. Регион может выйти из соглашения, что называется, «без аннексий и контрибуций».

В контексте предстоящих губернаторских выборов, многие сочтут факт подписания этого концессионного соглашения для Андрея Травникова нежелательным эпизодом в его бэкграунде. Но тащить за собой этот вопрос нерешенным - как гирю, - для врио было бы еще хуже. И намного. Иных вариантов, как мы уже сказали, у Травникова просто не было, а с подписанием концессии проблема постепенно уйдет из информационной повестки.

Не менее интересно, кто стал генеральным подрядчиком строительства четвертого моста через Обь в Новосибирске. Одним из условий концессионного соглашения стало то, что им стала ДСК «Автобан». В официальных комментариях, которые ретранслировали и некоторые СМИ, указывают, что ДСК «Автобан» была выбрана «в связи с высокой квалификацией персонала, а также опытом в крупных автотранспортных проектах и финансовой устойчивостью компании».

Известно, что «Автобан» - компания очень богатая и не любящая «отсвечивать» в СМИ. Она достраивает такой во всех смыслах лакомый объект, как московская Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД), работает еще в полутора десятках регионов России, исполняла договоры подряда для «Российских автомобильных дорог» и Федерального дорожного агентства Минтранса РФ.

Владелец и гендиректор «Автобана» - депутат Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, - Алексей Андреев.

В 2011 году журнал «Forbes» включал его в список богатейших россиян, оценив состояние Андреева в 500 миллионов долларов. Любопытно, что три года назад - в 2014 –ом, - Андреев был включен в рейтинг «Короли госзаказа». Основание м для этого стало то, что ДСК «Автобан» в 2013 году выиграла 15 госконтрактов на общую сумму почти 28 миллиардов рублей. В 2016 году доходы Андреева (согласно декларации) составили 333 миллиона рублей.

Успехам «Автобана» на ниве дорожного строительства особо удивляться не стоит. Во-первых, сам Алексей Владимирович Андреев в не очень далеком прошлом - руководитель Департамента строительства автомобильных дорог и методологии проектирования Министерства транспорта Российской Федерации, а во-вторых, известно о тесном знакомстве Алексея Андреева с Аркадием Ротенбергом и руководителем «Автодора» Сергеем Кельбахом. Поэтому такие детали, что ранее ДСК «Автобан» не имела опыта работы по концессионным соглашениям, уже роли не играют. Когда-то же надо начинать…

"