Posted 17 августа 2015,, 06:00

Published 17 августа 2015,, 06:00

Modified 18 августа 2022,, 19:50

Updated 18 августа 2022,, 19:50

Бум на квесты: сколько стоит создать новую "реальность"?

17 августа 2015, 06:00
Atas.info пытается разобраться в одном из самых молодых рынков сферы развлечений: что такое реалити-квесты и как быстро они окупаются

За последние полгода в Новосибирске произошел бум квестов – все новые и новые проекты появляются не со скоростью ларьков с шаурмой. Вложения в некоторые достигают нескольких миллионов рублей, но оправданы ли они? Наш корреспондент попытался разобраться: квесты в реальности – серьезный бизнес или вложения без окупаемости. Схема этого новомодного развлечения проста: команду (как правило, от 2 до 4 участников) запирают в замкнутом пространстве, которое в соответствии с легендой оформлено как замок, логово маньяка, советская квартира или еще что – все во власти фантазии создателей квеста. Цель заложников – выбраться из комнаты, используя внимательность и логику, отыскивая подсказки и решая головоломки. "Квест – отличная альтернатива кафе или кино. Ты потратил 400 - 500 рублей, а сколько впечатлений. Как часто вам приходится на адреналине разгадывать загадки? Бояться, что сейчас придет нечто и больше вас не выпустит отсюда? Чувствуешь себя героем полноценного триллера!" - рассказывает один из основателей квест-клуба"Портал" Николай Худяков. Развлечения такого рода возникли недавно – родоначальником российских квестов в реальности можно считать московский проект "Клаустрофобия", открывшийся в декабре 2013 года. Один из первых посетителей, известный дизайнер и бизнесмен Артемий Лебедев, буквально напророчил новую нишу сферы развлечений в своем ЖЖ: "Прекрасное развлечение для четверых, хотя и вдвоем было бы интересно попробовать. Жалко, что комнат всего две и пройти их можно только один раз (второй просто неинтересно будет). Хочется иметь целое здание из 50 квартир, чтобы раз в неделю ходить на новые квесты. Это прям целая новая индустрия развлечений могла бы быть". Что ж, мечты сбываются. На данный момент только в Новосибирске уже более 60 проектов, причем, многие из них имеют по несколько локаций, то есть таких вот разножанровых комнат. Но отличия разительные – сюжеты, техническая составляющая и, наконец, вложения. "Когда всеобщее сумасшествие закончится, на рынке останутся от силы 8-10 компаний, которые капитально вкладываются в каждую из локаций. Сейчас люди уже "наелись" кодовыми замками и простыми ключами, подавай лабиринты с электронными механизмами", - считает маркетолог реалити-квеста Fantasmia Евгений Никитенко. По его словам, первая локация "Корабль-призрак" обошлась компании в 3 миллиона и сейчас стабильно приносит 300 тысяч рублей ежемесячно. Средний чек на команду из 4-ех человек – 2500 рублей, то есть срок окупаемости где-то год (если брать в расчет постоянные затраты на зарплату, электричество и хознужды), при проходимости 120 записей в месяц. Но одновременно команда Fantasmia еще строит 5 (!) локаций, поэтому до полной окупаемости всего проекта далеко. Получается, что "квестоделам" без миллионных вложений нечего делать на этом рынке? "Нет, это не так. Во-первых, многое можно сделать своими руками и мозгами, то есть не заказывать сценарии и не нанимать строителей. Во-вторых, всегда очень важно настроение – сумел создать эмоцию, wow-эффект, считай молодец, цель достигнута, клиент получил, что хотел. Ну и, в-третьих, все гениально просто. Иногда элементарная загадка покажется вдвое круче какого-нибудь замудренного механизма", - считает опытный квестоман Виктория Удальцова. Средний чек в таких локациях варьируется в пределах 1500-2000 рублей, но и вложения – около 500 тысяч рублей. То есть отбить расходы можно где-то за полгода, при посещаемости 60 записей в месяц. Но есть ли столько желающих? И квестоделы разных сортов, и квестоманы оптимистично отвечают: есть. Например, квест Fantasmia поделился с нами, что, несмотря на прогнозируемую "просадку" летом с каждым новым месяцем клиентов приходит все больше и больше: в среднем, на 10 команд к предыдущему месяцу. А если брать в расчет, что по некоторым оценкам еще 80% жителей города не знают о существовании такого явления как "квесты в реальности", то поле для развития непаханое. Но, безусловно, в этом случае все зависит от продвижения и подачи.

"