Posted 22 сентября 2017,, 14:14

Published 22 сентября 2017,, 14:14

Modified 5 августа 2022,, 12:07

Updated 5 августа 2022,, 12:07

Искренность подделать невозможно!

22 сентября 2017, 14:14
Ашот Сагратян ставит диагноз сегодняшнему дню с точки зрения вечности.

Ашот Сагратян ставит диагноз сегодняшнему дню с точки зрения вечности.

В России сегодня немного найдется авторов, которые не просто описывают события, интерпретируют их, но видят их глубинную суть, уходя в глубины историософии. Просвещенный читатель наверняка сразу назовет Константина Кедрова и Георгия Гачева. К числу таких авторов принадлежит и Ашот Сагратян.

Мы познакомились по дороге в Нагорный Карабах. В одном автобусе ехали поэты, писатели, философы, артисты. Много пели, рассказывали. Но центром притяжения как-то незаметно стал человек, негромким голосом говоривший непривычные вещи о вечных темах. Это был Ашот Сагратян. Известный поэт, переводчик с армянского, литературовед, сказочник и художник... Потом мы пили вино в гостеприимном крестьянском доме в Степанакерте, вместе подвергались испытанию гаданием на кофейной гуще, обменялись своими книгами... Много лет переписывались. И как-то решили поговорить о главном:

- На дворе новый век, но, похоже, люди все равно живут в мире двадцатого века. На ваш взгляд, что имеет сегодня примат: мораль или знание?

- Увы, ни то, ни другое. Мораль проституируема по требованию, а истинные знания остались в мире ценностей сакрального ряда. Приматами руководит инстинкт, и эти знания природа отпустила им в полной мере. И мораль им свойственна другая - от стадного начала. Но, пополняя знания в общении с человеком, примат прирастает его коварством и безответственностью. Что до знаний, то сегодня они диффундируют, сплавляясь в самородок особой ориентации. Изучение итогов геронтологических наблюдений способно в известном смысле дать ответ на целый ряд «вечных» вопросов. В этой связи посмел бы высказать свое мнение относительно истории бед человеческих. Не только искупление первородного греха имеет место. Благородство, честность и порядочность, возможно, и являются возбудителями ЗЛА. Мечется оно между ними без устали, страдает по-своему, знает, что искренность подделать невозможно.

- Все мы живем во времени. С физической сущностью этого понятия все вроде бы знакомы, но вот от чего зависит понятие времени как культурно-социального феномена?

- Это зависит от культуры диалога нашего внешнего и нашего внутреннего «я». С годами скорость прохождения информации на клеточном уровне замедляется и наступает старость. Почему-то геронтология не обратила на это внимания. Меж тем достойно подходят к старости люди духовного склада и безнадежно дряхлеют особи, исповедовавшие животный подход ко всему сущему: у последних обрушение психики носит обвальный характер.

Человека на земле держит позвоночный столб верокультуры. Возможно, он движет и его поступками. А поскольку каждому свыше отпущено время на самоотдачу, самореализацию во имя его блага, этот феномен вполне укладывается в понятие «культура общения». Это спираль развития. И если возраст дерева определяют по кольцам на спиле, то возраст зрелого ума определяют по культуре речи. В этом смысле из жизни нашего общества можно вычесть последние двенадцать лет.

- Но почему?

- Повреждение нравов в России, да и на всем постсоветском пространстве, достигло апогея: на четверть века мертвая страна, на сорок лет убогая держава. Нет вектора философского осмысления происходящего. Откуда взяться верному экономическому курсу? Фернана Броделя никто более не читает...

Болтологический самотек несет нас по мутным водам отсутствия здравого смысла. Искусство забывать придется осваивать на ходу. Мозаика демократического портрета России на ближайшие четверть века, возможно, побудит призадуматься над главным богатством, нам природой отпущенным: вторая сигнальная система, речь. Если рассматривать речение как времени течение, тогда и разговор о категории времени в пространстве общения обретет иной образ. Пока вектор общественного мнения не будет повернут на державность, страна на ноги не встанет. Жить в режиме утраченного времени - значит катиться к деградации. А вырождение начинается с огрубления речи. На том, можно сказать, времена и кончаются.

- «Точное знание» сулит массу преимуществ в утилитарном плане. Но почему в сегодняшней России многих людей увлекает метафизика?

- Свобода воли была и останется главным движителем нашего человека. Кто очистит авгиевы конюшни заблуждений? Как избавиться от предубеждений, мешающих видеть и зрить? Пока над нами довлеет молох ложной самооценки, перекрыто все. Даже получение так называемых утилитарных благ.

Салтыков-Щедрин оставил нам памятку: «Беда русского человека заключается в том, что он не может отделить любовь к Отечеству от любви к начальству». Низкая бытовая культура перестроечников и реформаторов всех мастей вот-вот выведет Россию на путь побирательства по чужим сусекам. Где она, национальная гордость великороссов, ежегодно вывозящих из страны миллиарды?! Кто, когда и каким манером вытравил из новорусских чувство собственного достоинства? Потребительство вытряхивает совесть из тех, кто, изгадив родные просторы, едет отдыхать в чужие края, обогащая ИХ... Метафизика нужна для борьбы с собственным малодушием, со слабой плотью, подверженной похоти. Для управления государством нужен философский склад ума. Он и только он способен выработать верную концепцию выхода из глубочайшего кризиса, носящего, кстати, исключительно культурологический характер. Справиться с набегами так называемых случайностей поможет разве что знание закономерностей, точное знание, сращенное с вариативным мышлением. Распоясавшееся косноязычие создает негативный образ России. Почему мы позволили ей стать такой? Православный дух способен на преображение.

- Многие мыслители полагают, что экономика является звеном, определяющим людские отношения. Но относится ли это к отношениям мужчины и женщины?

- Что касается продолжения рода, то здесь они взаимозависимы. Однако в этой обоюдозависимости есть нюанс: мужчина в основном - добытчик, женщина - обработчик всего им добытого. Она же хранительница огня, блюститель иерархии рода-народа, первый земледелец, гончар и ткач. Логика ее поведения, тяготеющая к итогам основного инстинкта, подпитывалась прежде всего экономическими соображениями. Нрав ее не изменился и посейчас. Просто потребительский рынок развратил ее ум донельзя: 99 процентов всего, что она неуемно приобретает, на поверку сплошные ненужности. Осознает она это тогда, когда ресурсы ее истощаются, а кровожадный рынок продолжает «унижать ее достоинство» товарами куда более лучшего качества в ассортименте.

- Есть примеры?

- ...На моей памяти прелестная пара русских людей, чуточку не дотянувших до бриллиантовой свадьбы... В их квартире и теперь стоит стильная по времени их вступления в брак мебель. Наша, добротная, сработанная мастеровыми людьми, не имеющая аналогов. В том доме витал дух семейного воспитания. Они были памятником своей эпохи. Да и разговаривали на особом, интонативном наречии... безграничного доверия друг к другу.

Тридцать лет будет, как исчезла из нашего поля зрения семья Лыковых, модель самодостаточности в полной гармонии с природой... Рачительные кажутся нам скуповатыми исключительно по той причине, что нам не дано смотреть на жизнь их глазами. Слова «взвешенность и размеренность» в их обиходе обретают иной облик и в этом смысле, что и говорить, влияют на их эволюцию. Перестав быть добытчиком, мужчина автоматически выродился в социального импотента со всеми вытекающими.

Большевистская форма ведения хозяйства вывела и новую породу женщины. Самцовый бабец, перекрывший по всем показателям некрасовскую модель, - проекция от матери-одноночки. И пока государство не даст женщине гарантии, что за каждого нового гражданина она будет иметь не меньше, чем прожиточный минимум, рождаемость не будет расти. В этом разрезе экономика, бесспорно, играет роль более чем заметную. Жить экономно - подлинное искусство. И женщина в этом смысле преуспела: в противном случае ей ни на что денег не хватит. «Считать, не пересчитывать»: девиз этот вполне укладывается в женскую логику, венчая ее.

- Наверное, в таком разговоре не обойтись без темы «высшего смысла своего предназначения». Хотя многие тысячи людей просто живут, совсем об этом самом смысле не думая. Возможно, они правы?

- Не раз сидел я часами во дворцах бракосочетания, всматриваясь в лица брачующихся. Пытался по обрывкам разговоров, по манере поведения предугадать возможную продолжительность брака. Увы, случайных браков все больше. Они результат случки. Из этих пар в лучшем случае получаются вместепитающиеся...

Статистика разводов и абортов печальна. «Инвалидов» от семейного воспитания становится все меньше и меньше. А ведь это первая и главная ступень образования. Благо, если молодой человек находит свою стезю. Молодежь вновь потянуло на высшее образование, при этом некоторые даже не задумываются, куда им пойти учиться. Осознание призвания приходит много позже, когда начинают ощущать привкус ответственности. В ашрамы йогов едут со всего света, чтобы обрести себя настоящего, подлинного, того, что сокрыт под наслоением времен и нравов. К сожалению, нет у нас таких духовных центров. В монастыри больше бегут от жизни нам навязанной, нежели по душевному приятию...

Философские школы Востока сильны были тем, что в самой форме постановки вопроса как бы крылся вариант ответа. Надо было лишь «включить» наблюдательность души. Ни в одной из наших школ на уроках физкультуры «не разогревают» мышечной схемы. Легкая пробежка не дает права на «мостик» или «шпагат». Не потому ли так много недоброкачественных детей у нас растет в плане физического здоровья?! А «кочегарит» разум, то бишь то самое чувство «своего предназначения». Гран полезности правит миром. Равнодушие и безразличие ввергают нас в ущерб, равного которому мы еще не знали.

- Что, вот так, без оптимизма, и поставим точку?

- В плане эволюционном человек претерпел две стадии: из прямоходящего вырос в разумного. Ныне ему предстоит стать ответственным. И за экологию души в том числе.

А крепить надо в первую очередь семью. Создать климат наибольшего благоприятствования для вступающих в брак - со всеми вытекающими перед обществом обязанностями. Помнятся сотни фотографий конца XIX - начала XX веков: вот сидит она, забранная в торжественность минуты, он стоит за ее спиной. И во всей его осанке гордость, что он может стать отцом семейства, продолжить род, фамилию.

А будет крепкое семейство - будет крепкой и страна.

"