Posted 24 ноября 2015,, 01:00

Published 24 ноября 2015,, 01:00

Modified 18 августа 2022,, 19:50

Updated 18 августа 2022,, 19:50

Как первоапрельская шутка про Сталина и Новосибирск помогла геополитике

24 ноября 2015, 01:00
В начале 90-х годов теперь уже прошлого века, много шума наделала инициатива, выдвинутая депутатом Государственной Думы Василием Липицким, который предложил перенести столицу из Москвы в Новосибирск. А "историческую" справку по этому поводу, которую в шутку придумали журналисты газеты "Вечерний Новосибирск", некоторые маститые историки приняли за "чистую монету".

В те времена, когда «Вечерний Новосибирск» был городской газетой, была у нас хорошая традиция – предлагать читателям первого апреля самые разнообразные материалы, которые подходили под определения «шутка» и «розыгрыш». Надо сказать, что некоторые наши земляки, которые не обратили внимания на дату, относились к изложенному очень серьезно. И если журналисты «ВН» хохотали потом целый день после их звонков, то отдельным гражданам было явно не до смеха.

Вот, к примеру, идея переноса столицы в Новосибирск. Ее блестяще раскрутили в начале 90-х депутат Государственной Думы Василий Липицкий с командой, а журналисты просто не могли пройти мимо такой темы. И первого апреля в «Вечерке» вышел текст на историческую тему. Приведем его полностью:

В 1928 году Новосибирск едва не стал столицей Об этом думал еще Иосиф Сталин!

Много шума наделала инициатива, выдвинутая депутатом Государственной Думы Василием Липицким: речь идет, понятно, о переносе столицы из Москвы в Новосибирск. Заспорили политики и политологи, журналисты и просто избиратели. Историки же, разумеется, обратили свои взор в не столь уж и отдаленное прошлое. Увы, в архивах все было «чисто»... Поэтому настоящей сенсацией для сибирских ученых стала находка преподавателя Сибирского экстерн-университета Ивана Баро, который, изучая личный архив старого большевика Ивана Епифанова, занимавшего в середине 20-х — начале 30-х крупный пост в Наркомсвязи, обнаружил черновые наброски текста выступления Иосифа Виссарионовича Сталина в Новосибирске. Речь шла... о переносе столицы.

Сначала несколько слов о Епифанове: он был видным представителем партийной, а потом и хозяйственной номенклатуры. Сумел уцелеть в период чисток и массовых репрессий, а закончил свое хождение во власть в должности заместителя министра лесного хозяйства. Долгие годы Епифанов курировал Западно-Сибирский регион по линии самых разных министерств: по мнению И. Баро, он был здесь сталинскими глазами и ушами. Неудивительно поэтому, что архив видного функционера, переданный родственниками Епифанова в фонды Сибирского экстерн-университета, вызывает повышенный интерес.

В одной из папок и обнаружил Баро черновые наброски текста выступления Иосифа Сталина в Новосибирске в 1928 году. Авторство сомнения не вызывает, да и графологическая экспертиза подтвердила, что листочки написаны рукой Сталина. О чем идет речь? Прежде всего о хлебозаготовках — ведь поездку в Западную Сибирь в январе 1928 года Сталин предпринял именно для того, чтобы разрешить «хлебный кризис». Кризис он в итоге разрешил с помощью «чрезвычайных мер», во что эти меры в дальнейшем вылились — тоже известно. Но стремительное восхождение Сталина к единоличной власти началось чуть позже. Пока же ему приходилось не только командовать, но и убеждать. Ведь Троцкий, которого вскоре изгонят из Политбюро, еще был достаточно силен. А Бухарин и Каменев имели довольно прочные позиции. Их поражение — дело ближайшего времени. Но пока с ними приходилось считаться. Тем более, что в московской городской и областной партийных организациях противники Сталина были очень сильны. Ну, а метод борьбы с мятежным центром на Руси издавна известен: вспомним хотя бы Ивана Грозного и Петра Первого, покидавших первопрестольную.

Сталин боялся проиграть — видимо, поэтому на закрытом совещании в Новосибирске и высказал мысль о необходимости перенесения столицы. Столица Сибири могла стать столицей всей страны. Сталин привел доводы в пользу такого решения: борьба с бюрократией, окопавшейся в центре, необходимость покончить с кулачеством, «процветающим здесь, у вас в Сибири». Наконец, имелось в виду предстоящее освоение грандиозных природных богатств Сибири и, что существенно, близость охваченного пламенем революции Китая. В то время идея объединения Советской России и «революционного Китая» в МССР (Мировую советскую социалистическую республику) была очень популярна. В сохранившихся записях не обнаружено слов Сталина о прямой необходимости такого шага, но есть столь характерные для его стиля изложения фразы типа «А не подумать ли нам…» и «Может быть, товарищам покажется правильным».

Сейчас Иван Баро пытается найти какие-либо источники, говорящие о закрытом заседании видных функционеров компартии с тем, чтобы окончательно прояснить судьбу неожиданной идеи о переносе столицы. Скорее всего, Сталину просто не понадобилось больше вспоминать о ней, потому как «традиционные» аппаратные методы не подвели. Но в любом случае интересно, что идея уже витала в воздухе».

*** Такая вот была шутка местного значения, но отозвалась она в столице. В 1993 году известный ученый, политолог Вадим Цымбурский, которого считают одним из создателей отечественной школы геополитики, написал статью «Остров Россия». В ней он изложил свой вывод о необходимости «смещения центра во внутренние и восточные области, на земли Новой России». Столичный эксперт предположил: «Впечатляющим вариантом мог бы выглядеть район Новосибирска, учитывая такие факторы, как расположение его на стыке Западной и Восточной Сибири, нахождение в срединной области между двумя крупнейшими – волжско-уральским и восточносибирским – поясами автономий, приближенность к стратегически важным южным «территориям-проливам» при одновременной великолепной прикрытости просторами «русского» Северного Казахстана, огромный экспертно-интеллектуальный потенциал Сибирского отделения АН».

Цымбурскому так понравилась эта идея, что он в одной из своих научных статей в качестве доказательства он как раз и сослался на опубликованную «Вечерним Новосибирском» первоапрельскую сенсацию о том, что Сталин еще в 30-е годы собирался перенести сюда столицу, чтобы сподручнее было бороться с оппозицией. Маститый ученый не догадался посмотреть на дату и убедиться, что это была первоапрельская шутка. Но к чести его, потом ошибку признал, объяснив, что уж очень похоже было на правду…

Фото: Борис Барышников

"