Posted 29 января 2017,, 11:45

Published 29 января 2017,, 11:45

Modified 5 августа 2022,, 12:04

Updated 5 августа 2022,, 12:04

АРИФМЕТИКА И АЛГЕБРА ПРОТЕСТА. Новосибирцы вновь вышли на митинг против роста тарифов

29 января 2017, 11:45
В Новосибирске прошел митинг против резкого увеличения тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

В Новосибирске прошел митинг против резкого увеличения тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Накануне Нового года жителей Новосибирска поджидал неприятный сюрприз - решение местных властей об увеличении тарифов ЖКХ сразу на 15%. При этом российское правительство установило уровень роста всего на 4%. Какие-либо экономические обоснования такого роста тарифов представлены не были, а те аргументы, которые совместно представили власти и ресурсоснабжающие организации-монополисты не выглядели убедительными. Очевидно, что повышение тарифов неизбежно повлечет за собой снижение уровня жизни и деловой активности, особенно в сфере малого и среднего бизнеса. Что возрастет вместе с тарифами, так это цены и социальная напряженность.

Согласно постановлению губернатора, которое было поддержано и одобрено депутатами городского совета и мэрией, с 1 июля 2017 года в Новосибирске холодная вода подорожает на 20%, водоотведение — на 20,1%, горячая вода — на 15,9%, отопление — на 14,9%, электроэнергия — на 2,9%, газ — на 3,9%. Такие «перспективы» вызвали недовольство и протест горожан. Первый митинг против повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, несмотря на тридцатиградусный мороз и отказ мэрии предоставить митингующим площадку в центре города, прошел 24 декабря на набережной Оби и собрал 300 новосибирцев. В субботу, 28 января, на площади Ленина людей собралось уже в несколько раз больше - выразить свой протест пришли больше тысячи горожан. Организаторы акцентировали, что митинг проводится с целью поддержки позиции федерального правительства и против тарифной политики властей города и региона.

Вдаваться в пересказ того, как происходил митинг, не будем: за какие-то полдня написано и сказано об этом достаточно. Самые же дотошные, любопытные и заинтересованные могут посмотреть полную видеозапись митинга.

Главное в другом. Реакция власти уже на первый, декабрьский митинг, собравший 300 «морозоустойчивых», показала, что активность и голос горожан ударили, что называется, «в самый нерв», заставила реагировать.

В арифметике мы стараемся найти решение только одного данного вопроса с известными определенными числами. Алгебра же имеет целью находить общие решения вопросов, относящихся к числам, а также обобщать эти вопросы. Эта реакция была разной. Еще до митинга депутаты городского совета, после того, как проголосовали за повышение тарифов, «включили задний ход». Они направили губернатору письмо, суть которого можно передать словами: нам тут боязно, но и супротив вас идти не с руки, поэтому мы о своих полномочиях забудем, берите-ка вы, как губернатор, решение на себя.

Мэр Анатолий Локоть отреагировал на митинг и сложившийся вокруг него фон крайне болезненно. И понять его можно. Скорее всего, Локоть догадывался, что рискует, безропотно поддерживая резкое увеличение тарифов. Ведь в памяти свежи его гневные речи на митингах в ситуациях, когда тарифы поднимались куда мягче. Самым мягким эпитетом, звучавшим из уст Анатолия Евгеньевича, было «грабеж». И металл звенел в голосе, и взгляд казался твердым. Но... тогда Локоть еще не был мэром, а только прицеливался к этому креслу. В кресле же мэра - иное дело. Тут тебе и обязательства, и латентные договоренности - да много чего. Проскочить же неприятную ситуацию «по-тихому», не получилось. Мэр-коммунист, не только не протестовавший против роста тарифов, но даже не усомнившийся в необходимости такого шага, не задавший ни одного неудобного или просто острого вопроса компаниям-монополистам, враз не только потерял былой имидж «заступника», но и предстал едва ли не флюгером - встал по ветру, под одни паруса с этими самыми монополистами. Наверняка и его окружение раздраженно встревожилось по поводу того, что какие-то «самозванцы-общественники» покусились практически на святое. Нет, не на Локтя, - на протест, который коммунисты сочли едва ли не своей монополией. Если не под их флагом - то протест неправильный, а если еще и коммунистов задевает - происки и злопыхательство.

К глубокому сожалению, Анатолий Локоть в этой ситуации проявил и другие слабости: упрямство (не путать с упорством) и обидчивость. По-другому просто невозможно объяснить, зачем было упорствовать, чтобы не пускать в декабре митинг в центр города, а выгонять людей на набережную Оби, объясняя это сначала полумифической уборкой снега, а позже что-то говорить про «праздничное настроение», которое митингующие якобы могли испортить всему Новосибирску.

Дальше - больше. Вместо попытки хоть какого-то диалога - титанические, выходящие «за флажки», попытки сорвать второй митинг. В ход пошли организация митингов-спойлеров, лже-листовки с указанием неправильного времени митинга, скандал с подкупом СМИ за размещение откровенно ложной, сфальсифицированной информации, активизация разного рода троллей - потасканных и новых... Увы и ах, но весь этот обидчивый пар «ушел в свисток»: митинг состоялся, получил резонанс, его очень широко осветили в региональной и федеральной прессе.

С митингом-спойлером случилась и вовсе оказия. Дело совсем не в численности «противовесной» акции «Комитета пенсионеров за достойную жизнь», которая началась на том же месте полутора часами позже. Не важно полную или нет сотню участников она собрала. Дело, как мы уже говорили не в арифметике. Просчет в другом. Картина-то протеста и недовольства ростом тарифов становится как бы еще шире. Эдак в Москве решат, что в городе нон-стопом идут митинги, а местные власти как бы не совсем и контролируют ситуацию. Ох, всё-таки не зря говорят, что гнев и обида - плохие советчики...

Областные власти реагировали совершенно иначе - умнее и спокойнее. Опыт есть опыт. 24 января правительство Новосибирской области, мэрия и ресурсоснабжающие организации - «СИБЭКО» и «Горводоканал» - подписали два соглашения о целевом характере использования средств (это около 860 миллионов рублей), которые компании-монополисты получат от повышения тарифов на коммунальные услуги. Документ, как было заявлено, призван закрепить выполнение этими предприятиями инвестиционных обязательств и содержит перечень объектов, куда будут направлены инвестиции и объем работ. А днем раньше региональное правительство одобрило проект постановления, по которому предусматривается выплата компенсаций в связи с ростом тарифов. Областные власти обещают, что компенсируют гражданам 11 из 15% «добавленного» платежа.

Вполне допускаем: будь такие решения приняты два месяца назад, новосибирцы восприняли тарифный скачок не так болезненно и ни о каких протестных акциях не шло бы и речи. Но увы, непонятно почему, но власти, что называется, перепутали местами «телегу и лошадь».

Министр региональной политики Новосибирской области Игорь Яковлев уже заявил, что в правительстве региона осознают: были допущены ошибки. И главная ошибка. По мнению министра, в том, что не провели обсуждение роста тарифов с общественностью. То, что осознают и на акции протеста реагируют шагами, свидетельствующими об «откате» власти с прежних сверхжестких по отношению к гражданам позиций, хорошо.

Это, между прочим, ответ скептикам, которые считают, что митинги и другие протестные акции не могут принести результата и не имеют смысла. Есть смысл! Именно протестная активность заставила региональные власти принять решение о компенсациях и впервые документально оформить целевой характер денег и инвестиционные обязательства компаний, которые получат от роста тарифов немалые дополнительные доходы. А это уже результат.

Однако сегодня даже эти шаги региональной власти уже не в состоянии остановить протест. Активные горожане пока так и не получили ответа на главный вопрос - насколько обоснованы тарифы вообще и решение об их резком повышении. Ответа на этот вопрос нет, а объяснения, что цена воды и тепла увеличилась от того, что горожане стали экономить, из-за чего «СИБЭКО» и «Горводоканал» получили меньше, чем рассчитывали, а значить граждане фактически должны раскошелиться и доплатить, мягко говоря, не самым бедным компаниям за упущенную прибыль, справедливо сочли издевательством.

Не все просто и с исполнением решения о компенсации. Во-первых, без волокиты компенсация обещана только тем, кто относится к категории льготников. Остальным компенсация будет выплачиваться в так называемом «заявительном порядке». Это значит, что тысячи людей должны будут писать заявления, собирать какие-то справки и бумаги и тратить время в очередях. Во-вторых - и это главное, - решение о выплате компенсаций было принято тогда, когда бюджет области уже был принят. Это значит, что средств на эти выплаты в нем просто нет, что подтвердили и в комитете по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Законодательного собрания Новосибирской области. Следовательно, эти деньги будут снимать с других статей совсем не «жирного» регионального бюджета. Между тем, цена вопроса выражается внушительной суммой 360 - 370 миллионов рублей в год. Нетрудно догадаться, что в результате меньше денег останется на школы, больницы, ремонт дорог и другие нужды. Выиграют ли что-то граждане от такого «тришкиного кафтана»? Конечно нет! Просто это ударит по карману в другой форме и другим способом - через сокращение социально важных расходов.

Активист регионального отделения Общероссийского народного фронта Сергей Аверьяскин задается простым и логичным вопросом: зачем было «городить огород» с повышением тарифов почти в четыре раза превосходящим рекомендованную федеральным правительством норму, затем компенсировать этот рост для граждан, и ломать голову, как и где найти в бюджете деньги на выплату этих компенсаций. И почему - если на то действительно есть крайняя необходимость - нельзя было каким-то способом инвестировать эти миллионы в «СИБЭКО» из облбюджета, не повышая тариф для населения и не создавая искусственно дополнительную социальную напряженность.

Может быть, все дело в тайне прибылей компании «СИБЭКО» и в том, что получить деньги из бюджета на конкретные цели - это одно, а деньги, которые коммерческая структура собрала с населения за свои все более драгоценные услуги - это совсем другое? Нет, цифры могут быть одинаковыми, только вот маршрут этих денег, контроль, отчетность и конечная точка «предназначения» могут быть иными.

Версия вполне может оказаться, как говорят, «рабочей». Так, в одном из выступлений на митинге, прозвучало предположение, что огромные средства компании «СИБЭКО» могли быть переведены кипрский оффшор. Чтобы проверить это предположение, митинг принял обращение к президенту Российской Федерации. Найдет ли это предположение подтверждение или будет опровергнуто, покажет время. Однако сам факт, что компания, которая показывает 2,5 миллиарда рублей прибыли, затем просит «на бедность» поднять тарифы, вызывает вопросы.

Участники митинга заявили о своей решимости продолжать акции и разнообразить формы протеста до тех пор, пока не услышат ясных и убедительных ответов на поставленные вопросы и отмены повышения тарифов. Всего за полчаса под резолюцией митинга поставили свои подписи более 750 человек.

В самом деле: стоит ли удивляться тому, что людям не понравилось, как бесцеремонно им лезут в карманы. И здесь дело тоже вовсе не в арифметике - 100, 200 или 10 000 тысяч тащат. Совсем в другом. Если власть и региональные монополисты этого не понимают, то очень плохо...

Между тем, прокуратура Новосибирской области проводит проверку обоснованности повышения тарифов. Итоги этой проверки ожидаются уже скоро.

"