Posted 22 июля 2020, 15:47
Published 22 июля 2020, 15:47
Modified 15 сентября 2022, 21:28
Updated 15 сентября 2022, 21:28
Текущий экономический кризис и турбулентность на мировом нефтяном рынке ускорят процесс энергетического перехода и могут сдвинуть его траекторию. Такое предположение высказал эксперт Института энергетики и финансов Александр Титов. Своим мнением он поделился с изданием "Нефть и капитал".
Еще до наступления коронавирусного кризиса эксперты и участники рынка сходились в позиции относительно процесса энергетического перехода в нефтяной отрасли был более-менее единым и включал три основных направления.
Первое определяло пик спроса на нефть в 2025-30 гг. и сопутствующие этому факторы: опережающий рост сферы услуг (она менее нефтеемкая, чем промышленность), развитие альтернативных видов транспорта (электромобили, газомоторное топливо, биотопливо, биометан, водород и т. д.), рост спроса на общественный транспорт, «дороговизна» владения личным автомобилем и постепенный отказ от пластика и рост вторичной переработки.
Второе направление предусматривало трансформацию стратегий нефтяных компаний, которая характеризовалась ростом доли газовых проектов в Upstream-сегменте, ускорением процесса диверсификации портфеля проектов компаний (рост доли ВИЭ-проектов, нефтехимии, электроэнергетики и т. д.), снижением среднего срока и стандартизацией проектов, отказом от мега-проектов.
Третье направление характеризуется ростом экологичности добычи нефти и производства нефтепродуктов за счет сокращения уровня выбросов метана и углекислого газа и уровня сжигания попутного газа, а также роста заинтересованности потребителей в приобретении более экологичного топлива (например, компенсация углеродного следа для добываемых нефти и газа).
Но из-за коронавирусной пандемии траектория энергетического перехода может качнуться. Основная причина ускорения энергоперехода в нефтяной отрасли — это опережающее сокращение производства и потребления нефти и нефтепродуктов по сравнению со снижением ВВП и снижение инвестиционной привлекательности нефтяного бизнеса.
По оценкам экспертов, нефтяной сектор «пострадает» сильнее, чем среднее падение ВВП в 2020 г. Потребление жидких углеводородов в 2020 г. сократится на 8-12%, а мировой ВВП — на 5-6%. По итогам 2021 г. спрос на нефть в среднем будет ниже «предкризисного» 2019 г. при том, что мировой ВВП превысит уровень 2019 г.
Опережающее падение потребления нефтепродуктов объясняется тем, что карантин подразумевал более строгие ограничения для транспортного сектора по сравнению с ограничениями на большинство других секторов экономики. Пандемия и глобальные карантинные ограничения привели к появлению новых факторов, сокращающих или увеличивающих потребление нефтепродуктов.
Устойчивость действия данных факторов будет определяться в первую очередь тем, насколько быстро будет устранена потенциальная угроза COVID. Дополнительные волны пандемии и отсутствие вакцины будут сохранять влияние этих факторов.
Восстановление может вновь смениться спадом в случае «второй волны» пандемии. Мировой спрос на нефтепродукты согласно июльской оценке Rystad Energy может начать падение уже в августе–сентябре 2020 г.