После прошедшего 3 сентября тайфуна, в некоторых муниципалитетах у людей не было доступа даже к питьевой воде и альтернативным источникам энергии. В нескольких районах не оказалось даже газовых баллонов и люди, к тому времени уже пятые сутки живущие без света, вынуждены были готовить еду на кострах.
Всего этого можно было избежать, если бы энергоснабжающая инфраструктура находилась в рабочем состоянии. Дело в том, что износ электрических сетей компании-монополиста ДРСК в Приморском крае превышает 60%, трансформаторных подстанций - 70%, а передающих сетей - 80%. На сегодняшний день большая часть сетей уже непригодна для использования. Однако ДРСК не проводит практически никаких работ по их обновлению и не строит новых.
На экстренном совещании, прошедшем в правительстве края 7 сентября, глава региона Олег Кожемяко поручил подготовить обращение к правительству страны о предоставлении финансовой помощи на реконструкцию непригодной инфраструктуры.
Но при сложившихся обстоятельствах возникает вопрос, кто довел ситуацию до того, что необходима помощь губернатора и федерального центра.
Собственная выручка ДРСК за счет высоких тарифов только за прошедший год превысила 40 миллиардов рублей. Чистая прибыль компании за 2019 год составила свыше 2,7 миллиарда рублей, в 2018 году эта цифра достигла почти трех миллиардов.
Также ежегодно «дочка» ДРСК, «Приморские электрические сети», получает сотни миллионов рублей по инвестиционным программам. Так, к примеру, в 2018 году компания получила миллиард на развитие инфраструктуры и строительство новых объектов электроэнергетики. В прошлом году компании был выделен 941 миллион, в 2020 - 878 миллионов, а в 2021-м ожидается очередной миллиард.
При этом средства, которые выделяются по инвестпрограммам, до конца энергетиками так и не осваиваются. Десятки и сотни миллионов рублей, предназначенных на реконструкцию инфраструктуры Приморья, просто сгорают. Часть других средств компания осваивает не по назначению и зачем-то берет кредиты.
Сложившаяся ситуация привела к тому, что тысячи людей оставались без электричества несколько дней, а глава региона был вынужден просить денег у правительства страны.