Posted 2 декабря 2020, 18:11
Published 2 декабря 2020, 18:11
Modified 15 сентября 2022, 21:35
Updated 15 сентября 2022, 21:35
Частный крупный бизнес в России, который не имеет отношения к властям, - что цветущий папоротник. Все о нём слышали, но никто не видел. И губернаторы, и федеральные чиновники часто заинтересованы не в развитии экономики, а в продвижении собственных интересов. Порой это приводит к экологическим катастрофам. Возможно, с этим хорошо знаком Искитим Новосибирской области.
Не просто так в Европарламенте все чаще обсуждают перенос санкционных акцентов с российских чиновников, на олигархов, которые их спонсируют. Определенная логика в этом есть, с учетом того, что большинство крупнейших отечественных компаний находятся под контролем олигархов родом из 90-х годов. В этом году они уже получили льготные кредиты для пополнения оборотного капитала на 250 млрд рублей. А что остальные предприятия? К остальным обратился министр экономического развития Максим Решетников с призывом разбираться с проблемами самостоятельно. Да и то, что олигархам удаётся уклоняться от контроля за безопасностью объектов (пока не рванёт, как в Норильске) говорит о тесных связях бизнеса с региональными чиновниками.
Зачастую без всякого стеснения госслужащие демонстрируют свои интересы, открыто вступая в бизнес-конфликты с другими представителями власти. Иногда комбинации разыгрывают довольно филигранно. Но чаще чиновники поступают топорно и неосмотрительно. Все равно ведь ничего не будет. Вот и губернатор Новосибирской области Андрей Травников, возможно, был недостаточно осторожен, «подсветив» свои интересы в угольном бизнесе Новосибирской области – компании «Сибирский антрацит». Небольшой «офшорно-прокладочный» клубок здесь, конечно, закручен, но распутать его оказалось не сложно. Рассказываем как.
25 августа 2020 года руководитель Федерального Агентства по недропользованию Евгений Киселев получил от Травникова письмо, в котором говорилось, что выдача лицензий на разработку новых месторождений угля в Новосибирской области «нецелесообразна», «может стать причиной роста социального напряжения» и может даже «дестабилизировать» общественно политическую жизнь региона. То есть губернатор выступает против инвестиций и создания рабочих мест в своём регионе. Оригинальный подход. Есть над чем задуматься. Вопрос развития усовершенствованных технологий добычи угля, которые не нанесли бы значительного ущерба окружающей среде, даже не рассматривался. Просто отказ и запрет.
Более того, Андрей Травников в своём обращении открыто ссылается на компанию «Сибирский антрацит», которая давно уже работает в регионе и крепко пустила там корни. Если верить экспертному мнению этой организации, запаса антрацита в регионе хватит ещё на много лет, и никакой необходимости в новых разработках нет. Мнение, мягко говоря, предвзятое. Какой руководитель коммерческой компании в здравом уме будет ратовать за появлением конкурентов? И самое главное – кто его будет слушать?
Но группа «Сибантрацит» - непростая компания. Раньше она принадлежала покончившему с собой миллиардеру Дмитрию Босову. Теперь же идёт скандальная громкая борьба за контроль над предприятием между женой Дмитрия Катериной Босов и партнёрами Дмитрия. Определение нового владельца осложняется ранее созданными запутанными схемами, которые позволяли бенефициарам уходить от ответственности. Без помощи чиновников тут явно не обошлось.
Меж тем под боком у ратующего за «стабильность политической жизни в регионе» Травникова - экологическая катастрофа, вызванная добычей угля и ставшая уже обыденностью в Новосибирской области. В марте этого года спутники заметили неестественное загрязнение снежного покрова в Искитимском районе Новосибирской области. И вроде бы внимание властей было привлечено к данной проблеме, но и летом жители Искитима и соседних посёлков жаловались на то, что их засыпает угольной пылью. Власти пытались не решить проблему загрязнения, а лишь успокоить пострадавших местных жителей, лишь бы не было лишнего шума (ну вы помните про «недопущение социального напряжения»).
Также в июле 2020 года Ростехнадзор обнаружил на отвале «Елбашинский», который разрабатывает «Сибирский антрацит», не предусмотренный проектной документацией промежуточный накопитель сточных и атмосферных вод, и установил, что компания не проводила инструментальные наблюдения за деформациями по всей площади отвала. В результате чего со склона сошло порядка 3 тыс. кубометров горной массы. А еще в 2015 году произошёл обвал построенной с нарушениями по заказу «Сибантрацита» дороги Искитим – Елбаш – Усть-Чем, который привёл к загрязнению рек Крутиха, Елбаш и Бердь. Прокуратура же после этого случая находила серьёзные нарушения обращения с отходами и отсутствие мониторинга состояния окружающей среды. Но почему же всё это всплывает только после того, как случится какая-то авария, которую уже нельзя просто замолчать?
Увы, но административный ресурс был брошен прежде всего на ликвидацию негативного образа нарушителя. А главной ударной силой становился как раз губернатор, столь старательно защищающий «Сибантрацит» от конкуренции... Смеем предположить, Травников защищает «Сибантрацит» вовсе не потому, что Дмитрий Босов был просто ему симпатичен. И не спроста тот же Травников первым делом после назначения в кресло губернатора побежал в «Сибантрацит» договариваться об увеличении объёмов добычи в 2 раза. Он, судя по всему, имеет вполне определённый коммерческий интерес, прослеживаемый через цепочку кипрских компаний. Вот как выглядит эта схема.
Офшором Lineko Investment, которому принадлежало 50% УК «Сибантрацита» управляют те же директора, что и офшорами «Северстали». Логика в связи крупной металлургической компании и производителя антрацита, применяемого в металлургии, есть. И вот так совпадение – карьера Андрея Травникова неразрывно связана с «Северсталью», куда он пошёл работать сразу после школы, и где трудился до 2006 года, уйдя руководителем в дочернюю компанию «Северстали» - «Электроремонт». После чего Травников стал мэром Череповца. «Северсталь» зарегистрирована и работает в Череповце. Это градообразующее предприятие. Пазл сложился?
Выходит, что при работе на посту губернатора Новосибирской области у Травникова с «Сибантрацитом» возможно возникает конфликт интересов. Чем не поле для банальной коррупции и лоббирования интересов на почве офшорных связей?