Posted 23 сентября 2021,, 07:18

Published 23 сентября 2021,, 07:18

Modified 16 сентября 2022,, 20:57

Updated 16 сентября 2022,, 20:57

Как не допустить повторения пермской трагедии в Новосибирске

23 сентября 2021, 07:18
Что происходит с безопасностью детей?

Меньше, чем за 4 года, в Прикамье произошли три молодежных теракта. Страшную статистку приводят коллеги из издания properm.ru.

15 января 2018 года в Перми двое подростков с ножами атаковали 4 «Б» класс школы №127. Пострадали 15 человек: ученики и педагог.

2021 год принес два подобных инцидента. 21 мая в Березниках десятиклассник-лицеист ударил ножом в горло 74-летнюю учительницу. Подростка задержали. Женщина выжила, но не смогла жить в Прикамье, уехала из региона.

И вот сентябрьская стрельба в ПГНИУ. Первокурсник пронес в здание вуза многозарядное ружье. Есть погибшие и раненые.

Важная деталь: каждый раз происшествие в образовательном учреждении ведет к многочисленным проверкам безопасности и усилению контроля. Экстренные меры кругами расходятся по стране. "После происшествия в... в Новосибирске проверят безопасность школ" - один из самых ходовых заголовков в СМИ. Так что речь, в общем-то не о Прикамье. Проблема - общероссийская. Точнее - мировая.

А регулярное усиление мер после, а не до говорит о том, что меры безопасности не работают, сколько их не усиливай. Очевидно: это провал государства и социума. И все, что декларировалось во время очередного "усиления" - не выполнено. Профилактики подросткового терроризма и безопасности в учебных заведениях по-прежнему не существует. Так что подобные трагические происшествия вызывают скорее шок, но уже не удивление.

Пермские власти декларировали дальнейшую работу по трем направлениям. Первое - контур безопасности. Сегодня эта сфера лежит в руинах. Система пропусков, призванная не допустить на территорию «чужих», против своих бессильна. А все подростковые теракты, как мы видим, происходят в своих учебных заведениях.

И второе. Бессмысленно организовывать тотальный досмотр для всех входящих, если все зависит от человеческого фактора. Жадность, кривые руки, раздолбайство, хитрость входящих — все это сводит меры к нулю. К примеру, в той же Перми 21 сентября первоклассник приволок в класс кухонный нож. Нашли его случайно...

Третье. Весь комплекс мер завязан на безусловной работе систем оповещения и вызова силовиков. Что на практике? В последнем теракте Бекмансуров сразу тяжело ранил охранника. Тревожная кнопка нажата не была. Или была нажата, но не сработала. В итоге у юноши с дробовиком было полчаса на неторопливую стрельбу.

В итоге и коллеги из properm.ru, и Алина Жестовская в своим материале в "Независимой газете" отметили: за всю мощь государства отработал лейтенант ДПС Калинин, до которого очевидцы добежали ногами.

Вывод напрашивается сам: нужно менять модель охраны школ и вузов. А также - наладить реальную профилактическую работу с подростками по выявлению проблем на ранних стадиях. Тут, кстати, тоже наметилось непреодолимое противоречие. Чиновники от образования пеняют на семью. Мол, все проблемы оттуда. Государство сбросило с себя ведущие функции, сосредоточившись на выявлении и помощи. С ними тоже оно не справляется: в России в среднем меньше одного педагога-психолога на школу. С учетом внештатных.

В итоге доверия между школами и родителями нет. Пропасть становится шире. И не способствуют сближению ни административные штрафы, ни комендантский час.

Вернемся в Прикамье. "С детьми школьного возраста перестали заниматься воспитанием. Бесплатные кружки и секции — единичны. Детских организаций, клубов по месту жительства — нет. Организовывать детские походы или детский туризм — ходить под уголовной статьей. За инициативу — либо силовики и чиновники съедят, либо "яжматери" распнут. В сочетании с жестким административным давлением и системой запретов мы открыто говорим подросткам: "Мир взрослых отторгает вас", - пишут коллеги.

Даже не бывая в Перми, согласны ли Вы заочно с вышевысказанным тезисом? Можете ли вместо Перми мысленно подставить любой другой город: Новосибирск, Бердск, Колывань? Изменится ли что-то от перемены мест? То-то же.

А ведь многих трагедий можно было бы избежать. У всех пермских подростков-террористов одинаковый психологический портрет. Все они переживали отсутствие успехов в учебе, недостаток увлечений, низкий уровень социальной адаптации. Эти проблемы - не приговор, если их вовремя выявить и помочь подростку преодолеть трудности.

Просто детьми надо заниматься. А не только рапортовать об усилении мер.

Испытываете ли Вы страх/тревогу за безопасность своего ребёнка, когда он находится в образовательном учреждении (детсаду, школе, колледже, ВУЗе)?
"