Posted 24 ноября 2016, 03:13

Published 24 ноября 2016, 03:13

Modified 5 августа 2022, 12:03

Updated 5 августа 2022, 12:03

МАЭСТРО «ЗАСТЫВШЕЙ МУЗЫКИ». 24 ноября исполняется 140 лет со дня рождения Андрея Дмитриевича Крячкова.

24 ноября 2016, 03:13
24 ноября 2016 года исполняется 140 лет со дня рождения Андрея Дмитриевича Крячкова – архитектора, чей талант во многом сформировал облик нашего города.

От редакции

Не будем вдаваться в споры и разбирательства - Шеллингу или Гете принадлежит авторство крылатой фразы «Архитектура - застывшая музыка». Просто согласимся с лаконичной четкостью и точностью этой фразы. Это сегодня Новосибирск часто называют серым, изобилующим безвкусицей своих построек, не имеющим лица.

Но у Новосибирска был и есть свой гений «музыки камня», талантливо формировавший его образ, лицо, подаривший нам городские пространства, которые и сегодня бесспорно лучшие в Новосибирске: площадь Ленина, Красный проспект в районе площади, увы, но Свердлова…

Андрей Дмитриевич Крячков. Архитектор, который всегда умел быть современным, тонко чувствовать время, и от того великолепно работал в самых разных архитектурных стилях, коим был современником - от рационалистического «русского модерна», до авангардной конструктивистской архитектуры. Более двух десятков крячковских зданий определяли образ Новосибирска и до сих пор в числе главных достопримечательностей города. И не его вина, что с Новосибирском получилось так, как получилось: не по-крячковски.

Есть одна история заочной словесной пикировки Ильи Репина и Александра III о Нижнем Новгороде. Великий художник назвал Нижний «царственно поставленным» городом. Прочтя эти слова, император добавил: «царственно поставлен, да безобразно застроен». Так и с Новосибирском: крячковской симфонии «застывшей музыки» время подсуропило неумелых и неотягощенных талантами аранжировщиков и исполнителей…

Предлагаем вашему вниманию статью об Андрее Дмитриевиче Крячкове, подготовленную сотрудниками Музея города Новосибирска Юрием Лобановым и Евгенией Шаталовой.

АРХИТЕКТОР АНДРЕЙ КРЯЧКОВ

Крячков – единственный новосибирский архитектор, выигравший престижную международную награду – гран-при Международной выставки искусств и техники в Париже. С 1912 по 1950-е годы Крячков построил в Новосибирске 22 здания, признанных памятниками архитектуры регионального значения, а три постройки зодчего – Стоквартирный дом, Сибревком и Городской торговый корпус – памятники архитектуры федерального значения. Крячков уникален тем, что одинаково хорошо работал во всех современных ему стилях – от рационалистического модерна до конструктивизма. Великий архитектор не только строил отдельные дома, но и формировал городские пространства – главная площадь нашего города, площадь Ленина и Красный проспект в районе площади Свердлова, спроектированы именно Андреем Дмитриевичем.

24 ноября 2016 года исполняется 140 лет со дня рождения Андрея Дмитриевича Крячкова – архитектора, чей талант во многом сформировал облик нашего города. Выдающийся зодчий построил больше половины всех известных новосибирских зданий – Стоквартирный дом, Госбанк, Дом офицеров, здания Правительства Новосибирской области, Краеведческого музея, театра «Красный факел» и многие другие памятники архитектуры. Крячков – единственный новосибирский архитектор, выигравший престижную международную награду. В 1937 году проект Стоквартирного дома получил Гран-при Международной выставки искусств и техники в Париже. Андрей Дмитриевич Крячков – заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук, признанный благодарными земляками «Гражданином ХХ века Новосибирской области». Родился 24 ноября (7 декабря по старому стилю) 1876 года в семье крестьянина в деревне Вахрево Ростовского уезда Ярославской губернии. Сам Крячков праздновал свой день рождения по старому стилю – 7 ноября, хотя его официальный день рождения – 24 ноября.

Большой пожар 11 мая 1909 года превратился для Новониколаевска в общегородскую катастрофу. Город стал увеличивать тепы каменного строительства. И в том же году А.Д. Крячков в сотрудничестве с М.Н. Кошурниковым построили механизированный кирпичный завод.

Год спустя Андрей Дмитриевич заключает договор с городской управой о строительстве торгового корпуса и 13 городских школ. Впервые в нашем городе был использован стиль рационалистический модерн – романтизированный, самый модный на тот момент в передовых странах. Все здания в этом стиле похожи на замки. С этого момента и начинается активная и плодотворная работа архитектора в нашем городе. Строительство школ в то время было знаковым событием в жизни Ново-Николаевска по поднятию грамотности населения. Это были одни из первых городских каменных зданий, архитектура которых до сих пор остается достаточно привлекательной.

С начала 1930-х годов и до конца жизни архитектор жил и работал в Новосибирске. Переехав в 1933 году вместе с Сибстрином из Томска в Новосибирск, Крячков вложил много сил в развитие архитектурной кафедры, а затем и факультета в единственном в то время учебном архитектурном вузе на территории от Урала до Дальнего Востока. Многие выпускники архитектурного факультета с гордостью причисляют себя к «школе Крячкова».

С 1912 по 1950-е годы Крячков построил в Новосибирске 30 объектов, и это только те здания, авторство которых установлено точно. Памятниками архитектуры регионального значения стали 22 объекта постройки Крячкова, а памятниками федерального значения – 3 здания – Стоквартирный дом, Сибревком и Городской торговый корпус. Это больше половины всех новосибирских зданий-памятников федерального значения.

Кстати, причастность Крячкова еще к нескольким городским зданиям до сих пор под вопросом, например, возможно, он был автором здания Музея Новосибирска (Советская, 24), архитектор которого до сих пор не установлен. Крячков одинаково успешно работал в любых архитектурных стилях, часто менявшихся в первой половине XX века.

С Крячковым связана и другая загадочная история. Есть версия, что он принимал участие в разработке дизайна денег правительства Колчака. Недавно сотрудник Музея Новосибирска Игорь Минов узнал об обнаруженной в Томске автобиографии архитектора, написанной его рукой. «Он пишет, что принимал участие в разработке эскизов денег Правительства Колчака. Это - неожиданная сторона его таланта. В этот период Крячков активно ездил по Сибири, изучал зодчество, работы, вероятно, финансировались правительством колчаковской республики. Это вполне правдоподобно», — рассказывает Минов. Демонстрируя на экскурсиях здания в стилях модерн, конструктивизм, неоклассика, гиды Музея Новосибирска удивляют горожан и туристов тем, что все эти дома были спроектированы одним и тем же человеком – А.Д. Крячковым. Если посмотреть на стоящие рядом здания Госбанка и Краеведческого музея, трудно поверить, что их построил один автор. Кроме нашего города, Крячков работал в Томске, Омске, Кемерово, Красноярске.

Все его постройки отличаются высоким профессиональным качеством и столичным уровнем, без скидки на сибирскую провинциальность. Это могли быть стилистически разные здания, но они всегда вписывались в окружающую среду, не вступали в противоречие ни с ней, ни с другими объектами. Творчество Крячкова – пример того, как архитектор может строить не только отдельные здания, но и город в целом.

Подпишитесь