Posted 2 апреля 2018, 13:02
Published 2 апреля 2018, 13:02
Modified 5 августа 2022, 12:09
Updated 5 августа 2022, 12:09
Сегодня, 2 апреля, в Государственном концертном зале имени Арнольда Каца состоится мировая премьера сочинения Софии Губайдулиной «Диалог: Я и Ты», которую осуществят Вадим Репин и Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением Андреса Мустонена.
Исполнение станет кульминацией и одновременно завершением основной программы V Транссибирского Арт-Фестиваля в Новосибирске. На мировой премьере будет присутствовать ее автор, одна из крупнейших живущих ныне композиторов. Также в этот вечер прозвучат сочинение Губайдулиной «Всадник на белом коне», «Неоконченная симфония» Шуберта и Концерт для фортепиано с оркестром Шумана, солистом в котором выступит Юкио Йокояма.
«Я давно просил Софию Губайдулину написать для фестиваля, но долгое время ничего не получалось, а какое-то время назад она и вовсе объявила о том, что закончила сочинять музыку, – рассказывает Вадим Репин, художественный руководитель Транссибирского Арт-Фестиваля, – И вдруг полгода назад – как гром среди ясного неба! – от нее внезапно пришло сообщение о том, что она решилась. Партитура была закончена несколько недель назад. Это сочинение рождено гением, и я приложу максимум усилий чтобы убедительно воплотить его на сцене. Название «Диалог: Я и Ты» дано потому, что у произведения двойное посвящение: написано оно для фестиваля, а посвящено солисту и дирижеру, мне и Андресу Мустонену».
София Губайдулина поясняет:
«Название этого сочинения обязано моему восторгу при чтении книги Мартина Бубера “Я и Ты”. Он пишет: “Мир для человека двойствен, в соответствии с двойственностью основных слов, которые он может произносить. Основные слова суть не единичные слова, а словесные пары. Одно основное слово – это пара: Я – Ты; другое: Я – Оно. <...> Два главные метакосмические движения в мироздании – экспансия и притяжение, стремление к единству – находят свою человеческую реализацию, свою высшую духовную форму в этом отношении: Я – Ты”. При чтении таких размышлений меня восхищает то, что все это имеет непосредственное отношение к искусству Музыки, к жизни звучащей материи. Двойственность. Ее стремление расшириться до бесконечности, а, с другой стороны, – неизбывное желание сосредоточиться вокруг некоего центра и утвердить его. Двойственность желаний самой звучащей ткани и драма внутри звучащих форм. Вот что для меня очевидно. Счастливым образом все эти мои волнения совпали с инициативой двух великих музыкантов нашего времени, Вадима Репина и Андреса Мустонена – создать совместно вещь для скрипки и оркестра. Это инициатива попала в самую горячую точку всех размышлений о диалогической антропологии Мартина Бубера. Создать диалог. Диалог между “Я” солиста и “Я” дирижера оркестра».
Одна из крупнейших живущих ныне композиторов, София Губайдулина уже встречалась с Новосибирским академическим симфоническим оркестром – в 1997-м году в Японии, когда коллектив исполнял ее сочинения. Однако в Новосибирск она прилетела впервые.
Вместе с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым София Губайдулина оказалась в тройке авангардистов и экспериментаторов, чью музыку в СССР официально не признавали. Она – автор более ста симфонических произведений, сочинений для солистов, хора и оркестра, инструментальных ансамблей, музыки для театра, кино и мультфильмов. Сейчас её произведения исполняют лучшие музыканты, а филармонии мира ждут возможности первыми представить её произведения публике.
В 1992 году композитор эмигрировала в Германию, где живет и по сей день. Член Берлинской академии искусств, она награждена французским орденом «За заслуги», Императорской премией (Япония), премией Polar Music (Стокгольм), «Золотой лев» музыкального фестиваля Венеции, а также международной наградой BBVA Foundation (Испания). В творчестве 80-х годов прослеживается влияние чисел и их закономерностей, что играет важную роль в организации ритма и формы сочинений. Немаловажную роль в творчестве композитора играет происхождение – синтез Востока и Запада находит отражение в ее творчестве, однако его базовой составляющей стали постулаты христианства, а процесс сочинения трактуется композитором как таинство. Часто создается впечатление, что ее музыка рождается из полной тишины, с почти баховским соотношением интеллекта и эмоций. Свою дилогию «Страсти по Иоанну» и «Пасха по Иоанну», где противопоставляются отрывки из Евангелия и Апокалипсиса, Губайдулина описала как «смелый теологический опыт» и обозначила как «opussummum» – кульминация творчества.
Мировая премьера является неотъемлемой частью программы Транссибирского Арт-Фестиваля с первого года его существования. За это время в Новосибирске были осуществлены премьеры сочинений Беньямина Юсупова, Леры Ауэрбах, Энйотта Шнайдера. Программа пятого Транссибирского Арт-Фестиваля включила пять премьер, все сочинения созданы по заказу фестиваля. Наряду с сочинением Софии Губайдулиной в их число вошли Концерт для скрипки с оркестром новосибирского композитора Андрея Молчанова, «Концерт для Повара с Оркестром» Михаила Крутика, который прозвучит в Красноярске, пьеса “Koberia” для двух скрипок с оркестром Алексея Игудесмана, Кончерто гроссо для скрипки, виолончели и двух юных солистов-скрипачей «iGeneration» Даниэля Шнидера.
Концерты Пятого Транссибирского Арт-Фестиваля, возглавляемого Вадимом Репиным, пройдут с марта по июль 2018 года. Российская часть Фестиваля продлится с 9 марта по 13 мая. Программа фестиваля в Новосибирске завершится 2 апреля, однако российская часть фестивальной программы продолжится до 13 мая: концерты пройдут в Красноярске, Москве, Санкт-Петербурге и Самаре. Зарубежная часть маршрута пройдет в США и Японии в июне и июле.
Ключевой точкой в географии фестиваля остается Новосибирск – родной город художественного руководителя проекта. По традиции, не остаются без внимания и малые города Новосибирской области, список которых в этом году существенно расширился: Бердск, Краснозерское, Тогучин, Карасук.
Один из ключевых участников Транссибирского Арт-Фестиваля – Новосибирский академический симфонический оркестр. Вадим Репин неоднократно подчеркивал решающую роль, которую сыграл коллектив в осуществлении его замысла. Главной площадкой фестиваля неизменно остаётся Государственный концертный зал имени Арнольда Каца – новый зал филармонии, открывшийся в 2013 году и, по словам Вадима Репина, ставший одним из необходимых условий в осуществлении идеи фестиваля.
Транссибирский Арт-Фестиваль высоко оценен Правительством России, его программы включены в культурную презентацию страны на международном уровне.