Posted 12 августа 2016, 11:00
Published 12 августа 2016, 11:00
Modified 5 августа 2022, 12:01
Updated 5 августа 2022, 12:01
Герой культовой комедии «Джентельмены удачи» - мелкий жулик Василий Алибабаевич, разбавлявший бензин ослиной мочой, - просто жалкий карикатурный персонаж по сравнению с «творцами» схем поставок контрафактного бензина и дизельного топлива для муниципальных учреждений Новосибирска.
Недавно представленные общественниками результаты проб ГСМ, которые закупают муниципальные учреждения Новосибирска - городские ПАТП, МКП «КТО» («Комплекс Транспортного Обслуживания») и другие, - выявило картину безрадостную и неутешительную. Независимая экспертиза оценила качество топлива, которое приобреталось по муниципальным и иным контрактам, входящим в систему госзакупок. Выяснилось, что большинство муниципальных предприятий Новосибирска снабжается некачественным топливом - с повышенным в десятки раз содержанием серы, низким октановым числом и другими грубыми отклонениями от нормы. Этим суррогатом в Новосибирске заправляют городской пассажирский транспорт, скорая помощь, автомобили ведомств и даже автопарк полиции. На АЗС, которая находится на территории муниципального казенного предприятия «Комплекс Транспортного Обслуживания» (МКП КТО), в пробах дизельного топлива содержание серы превышало норму в 300 (!!!) раз, а температура вспышки была такой, что дизтопливо фактически не горело, а детонировало в двигателе. Здесь же в пробе бензина было обнаружено железо.
Всего же по данным региональной Автомотоассоциации, 12 проб бензина из 29, а также 18 из 21(!) пробы дизельного топлива, не соответствовали ГОСТам и техрегламентам. Поразительно, но муниципальные власти Новосибирска не только не осуществляют сколь-нибудь серьезных проверок закупаемого за бюджетные деньги топлива, но и не пользуются своим правом требовать от поставщиков добросовестного исполнения контрактов. Правоохранительные же органы не могут вмешаться в ситуацию, потому что власти (как заказчики горючего) не подают жалоб на хищение средств либо неисполнение контрактов. А коль формально контракт исполнен, то и пострадавших, а значит и преступления, нет.
Согласитесь, что подобная пассивность дает основания делать вывод о заинтересованности властей в том, чтобы такая ситуация сохранялась и дальше. Если называть вещи своими именами, это как раз и есть то, что называется «коррупционная составляющая».
Бюджету Новосибирска наносится очевидный ущерб. Более того, получается, что граждане из собственного кармана оплачивают вредные выхлопы, существенно ухудшающие экологическую ситуацию в мегаполисе. А ведь общеизвестно, что диоксид серы, щедро выделяемый при сгорании горючего-суррогата, это сильный канцерогена, которые приводит к росту целого ряда заболеваний, в том числе, онкологических. Использование некачественного топлива серьезно снижает ресурс автомобилей, автобусов и коммунальной техники. В результате на ее ремонт тратятся миллионы бюджетных рублей. В Новосибирске еще памятен факт, когда два с половиной года назад, в сильные морозы почти половина пассажирских автобусов города не смогли выйти на маршруты из-за некачественного дизельного топлива. Это случилось потому, что в автобусных баках фактически оказалась печная (котельная) соляра, а не автомобильное дизтопливо.
Увы, но при выборе поставщика топлива транспортные предприятия ориентируются почти исключительно на низкую цену, не обращая внимания на качество и закрывая глаза на то, что за низкой ценой стоит суррогат горючего.
Поставщики же этого суррогата из года в год получают сверхприбыли от продажи под видом дизтоплива и бензина судомоторную и печную «соляру» и прочие «адские смеси».
Фокус в том, что произведенное на НПЗ как печное(котельное)топливо, эта солярка реализуется без уплаты акцизов и налогов через фирмы-однодневки и многочисленные нефтебазы, а в конечном итоге поставляется по муниципальным и другим государственным контрактам. Бензин же реализуется как прямогонный, а затем, уже на нефтебазах, с помощью эфиросодержащих и железо-марганцесодержащих присадок доводится до «нужного» октанового числа и реализуется. Таким образом возникает схема незаконных сверхдоходов, от которой терпят убытки и бюджет, и рядовых автолюбителей, но которая приносит сверхприбыль кучке «алхимиков», подделывающих горючее.
Общественники выявили в Новосибирске целую сеть АЗС, которые специализируется на подобных поставках и на протяжении нескольких лет выигрывают конкурсы на поставки через систему госзакупок.
По мнению независимых экспертов, источников производства и поставок некачественного топлива в Сибири много. Наибольшее недоверие общественных контролеров вызывает Яйский НПЗ в Кемеровской области, который производит более трёх миллионов тонн дизельного топлива в год. Есть вопросы и к другим производителям. О еще одном канале поставки низкокачественного топлива рассказал аналитик топливного рынка из соседнего Казахстана Сергей Смирнов. По его словам, этим летом топливный рынок нашего южного соседа испытал тотальный дефицит дизельного топлива. Причиной этого стал гигантский объем контрабанды в регионы России, граничащие с Казахстаном. Весь секрет крылся в том, что цена на горючее стандарта «Евро-2» до последнего времени в Казахстане искусственно сдерживалась на госуровне. Предприимчивые дельцы быстро наладили криминальную схему: с помощью поддельных документов запрещенный в России стандарт «Евро-2» волшебным образом превращался в «Евро-5», суррогат шел в Россию, а существенная разница в цене оседала в карманах дельцов. Эта афера приняла столь большой размах, что «волшебными превращениями «Евро-2» в «Евро-5» занималось ФСБ. Однако, если судить по объемам горючего, поставленного в последние месяцы из Казахстана в Россию, то топливом псевдо-пятого класса в регионе до сего дня торгуют мелкие сети АЗС и отдельные продавцы.
Избежать риска нарваться на суррогат и неприятных последствий, связанных с опустошающим карман ремонтом двигателя, автолюбитель может и не дожидаясь действий властей по наведению порядка на рынке ГСМ. Для этого нужно просто аккуратно подходить к выбору мест заправки своего автомобиля – отдав предпочтение проверенным АЗС солидных сетей.
Что касается власти, то общественные контролеры отмечают нежелание и противодействие целого ряда бывших и нынешних высоких чиновников, по каким-то (каким – не трудно догадаться) причинам, не желающим заниматься проверкой качества ГСМ, закупаемых по системе госзакупок. Так, в мэрии Новосибирска лишь в июне 2016 была сформирована рабочая группа по проверке качества закупаемых муниципальными предприятиями ГСМ. Это было сделано только по инициативе и под давлением общественников.
Добавим, что о ситуации на рынке ГСМ региона общественные контролеры сообщили в обращении на имя начальника управления Генеральной прокуратуры РФ по Сибирскому федеральному округу Владимира Токарева.